BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Коллекторам дадут возможность работать под "цифровыми" псевдонимами

Robot.jpgКоллекторы смогут не называть должникам свои полные имена и ограничиваться специальными идентификаторами, следует из новой версии законопроекта о возврате просроченных долгов. Так взыскателей хотят защитить от агрессии должников

Сотрудники банков и коллекторских агентств могут получить право взаимодействовать с должниками без раскрытия своих полных имен - у профессиональных взыскателей появится возможность представляться в разговорах с гражданами с помощью цифровых идентификаторов. Такой пункт содержится в рабочей версии проекта федерального закона "О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц" (есть у РБК), два участника рабочей группы по законопроекту и представитель Минюста это подтвердили. В министерстве отметили, что изменения направлены на "защиту персональных данных сотрудников коллекторских агентств и представителей кредиторов".

ВЭП-комментарий:

Просроченная задолженность должников-физических лиц с каждым годом растет. И у этого роста есть свои причины, главной среди которых является то, что Банк России перестал требовать от банков соблюдения принципа возвратности кредитов с одной стороны, а с другой - позволил банкам многократно повысить тарифы и комиссии за банковское обслуживание, и ввести дополнительные сборы по кредитам в виде страховых сумм. Обеспечив себе высокую доходность от "банковских операций" банки перестают бороться за возврат кредитов, и давно без труда могут формировать любые резервы на возможные потери. В итоге экономика и получает "высокие потери" в виде просроченной задолженности заемщиков-граждан.

Развратить банки оказалось очень легко. Заставить их теперь снизить тарифы, снова начать жить в основном на проценты от выданных кредитов, а, значит, и снова бороться за возврат выданных кредитов - крайне сложно.

Исходя из вышесказанного, и коллекторы и все придумки по работе коллекторов - это несерьезная декарация, видимость тушения пожара.

Развитие роботов в сфере обслуживания/информирования также клиентов банков пока не радует и радовать не может. Потому что, если живому человеку заемщик еще может что-то объяснить, роботу объяснить ничего не получится. Получается, что роботы - это автоматизированная система нервирования граждан, что не должно допускаться законами по защите прав потребителей. Но, как мы видим, вполне себе допускается.

В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и Банке России не ответили на запросы РБК. Сопредседатель рабочей группы по законопроекту о взыскании, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльман Мехтиев отказался от комментариев до публикации законопроекта, подчеркнув, что работа над документом не завершена.Зачем коллекторам анонимностьДействующий закон о взыскании (230-ФЗ) обязывает коллекторов, сотрудников банков или микрофинансовых компаний представляться в начале разговора с должниками. Речь идет о непосредственном взаимодействии с клиентом - звонках или личных встречах. Профессиональные взыскатели должны сообщить человеку свою фамилию, имя и отчество, прежде чем упоминать о задолженности.Новая версия законопроекта, который разрабатывает Минюст при участии ФССП и представителей бизнеса, дает им возможность называть лишь имя и идентификационный код. Идентификаторы сотрудникам будут присваивать работодатели, они также будут обязаны обеспечить соответствие кода и конкретного работника, следует из документа.

Возможность заменить Ф.И.О. на имя и идентификатор - это предложение рынка, поясняет председатель комиссии по финансовой безопасности Торгово-промышленной палаты Иван Рыков: "Коллекторы очень опасаются раскрывать имена рядовых сотрудников call-центров. Если должник нервничает, он может свою агрессию направить на звонившего. Как минимум в новостях упоминались такие случаи. При этом сотрудники, которые занимаются обзвоном и информированием, обычно вообще не принимают решения в отношении должников, это небольшой винтик всей системы. Решения принимаются менеджментом".Инициативу поддерживают банки. Для контроля над коллекторами и соблюдения стандартов их работы идентификационного номера "более чем достаточно", считает вице-президент ВТБ, руководитель департамента розничного взыскания Евгений Новиков: "Психологически оператору гораздо комфортнее не использовать свое полное имя. Это дает возможность снизить уровень субъективизма, говорить в первую очередь от имени банка, не боясь возможной агрессии со стороны должника".

Предложение позволит "обеспечить безопасность сотрудников, так как нередко встречаются ситуации, когда негативно настроенные клиенты переходят к личным угрозам, а по уникальным сочетаниям Ф.И.О. можно найти человека в открытых источниках", отметил представитель Тинькофф Банка.Случаи, когда должники ищут взыскателей в соцсетях или лично, единичны, возражает руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева. По ее мнению, взыскатели пытаются внедрить двойные стандарты: "Думаю, что банки и коллекторы не будут рады получать информацию о должнике так же - с именем и идентификационным номером".Использование идентификаторов взыскателями помешает должникам сообщать о злоупотреблениях, считает председатель юридической ассоциации "Банкротный клуб" Олег Зайцев: "Набор цифр ни один человек не запомнит, большинство людей не записывают свои разговоры. А имя конкретного сотрудника может быть необходимо при подаче жалобы".

Как представляться роботам

Еще одно положение законопроекта предусматривает "маскировку" роботов-коллекторов, говорит один из собеседников РБК. К ним будут применяться те же требования, что и к живым взыскателям, следует из документа: таким образом, они тоже смогут сообщать должникам только имя и идентификационный номер. "В данном случае сближается понятие коллектора и робота", - указывает Рыков.Автоматизированные взыскатели смогут не раскрывать гражданам, что с ними контактирует программа, объясняют суть положения собеседники РБК в рабочей группе. В начале разговора с человеком роботы должны будут сообщать только имя и идентификационный номер.Должники должны знать, что звонок совершает робот, уверена Лазарева. Пока распознать автоматизированные программы в разговорах с должниками легко, но "прогресс на месте не стоит, и в скором будущем понять, живой собеседник или автомат с вами взаимодействует, будет значительно сложнее", считает она.Если должник не сразу узнает в собеседнике робота, это не ущемляет его права, возражает Рыков. По его словам, сейчас автоматизированные системы взыскателей не настолько совершенны, чтобы ввести кого-то в заблуждение.

Роботы становятся популярнее

Сейчас звонки роботов законом напрямую не регулируются - соответственно, взыскатели не обязаны прописывать четкие алгоритмы взаимодействия автоматизированных систем с должниками. Как писал РБК, понятия "робот-коллектор" и "автоматизированный интеллектуальный агент" в законопроекте о взыскании появились прошлой осенью. Они остались и в новой версии: звонки роботов будут считаться непосредственным взаимодействием с должниками.Коллекторские агентства начали активно использовать роботов-коллекторов в последние годы. На автоматизированные системы приходится 68% всех взаимодействий с должниками, оценивал ранее гендиректор коллекторского бюро АБК Дмитрий Теплицкий. Руководитель "Первого коллекторского бюро" Павел Михмель отмечал, что роботы обслуживают около 30% портфеля компании.

У ВТБ робот-коллектор совершает более 300 тыс. звонков в месяц, отмечает Евгений Новиков: "Более 95% клиентов, общаясь с ним, не находят различий от разговора с человеком. Пока его работа касается стандартных, типовых разговоров. Но даже в этом случае у клиента есть возможность переключиться на общение с оператором". Использование автоматизированных систем позволяет снизить число операторов, а также расходы на аренду помещений и оборудование, пояснил РБК руководитель крупного российского коллекторского агентства. Технологии позволяют роботам "подстраиваться под собеседника таким образом, что внешне действительно крайне сложно отличить робота от человека", отметил Илья Шиян, сооснователь компании "Квинт", разрабатывающей голосовых роботов.

Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/04/02/2020/5e383a029a7947ac3ad160bb



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru
СПС "ПРОФТЕСТ"

 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.