BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Не спишете: банки обяжут запустить автоплатежи в СПБ с 1 апреля 2022-го

   ЦБ определился с датой, когда системно значимые банки должны внедрить функционал автоматических списаний в адрес интернет-магазинов и онлайн-сервисов в системе быстрых платежей (СБП). Это должно произойти с 1 апреля следующего года, следует из стандартов ("Известия" ознакомились с документом) Национальной платежной системы (НСПК). Анонимно некоторые банки поделились с "Известиями" мнением, что отпущенного времени может не хватить. Однако официально кредитные организации сообщили, что проблем по срокам не возникнет. Такого же мнения придерживаются в ЦБ и НСПК.

По взаимному согласию

   Сценарий операции СБП C2B "Привязка счета" стал доступен в так называемой песочнице 22 июля этого года. В конце лета стало известно, что НСПК (клиринговый центр СБП) провел тестирование этого функционала с рядом банков. В конце ноября определена и дата внедрения. Как следует из документа НСПК, в системно значимых банках привязка счета в СБП должна быть реализована к 1 апреля 2022 года.
   Сама по себе опция довольно проста и хорошо известна, например, пользователям приложений для заказа такси. Достаточно один раз дать согласие на автоматическое списание денег в пользу сервиса или интернет-магазина, и больше не надо вводить данные карты - деньги будут списываться автоматически. Аналогичная история и с подписками например, на онлайн-кинотеатры или музыкальные сервисы, на которые можно установить автоплатежи.
   Предполагается, что удобством нового функционала станет возможность управлять такими подписками, в том числе за счет возможности отписаться.
   - В мобильном приложении банка, счет которого клиент привязал для оплаты, он будет видеть все подписки и сможет контролировать их, в том числе отзывать при необходимости, - пояснили "Известиям" в НСПК.
   Это может устранить проблему, когда человек просто забывает обо всех сервисах, которые требуют регулярной оплаты.

Срок данности

   На условиях анонимности некоторые банки заявили "Известиям": есть риск, что не успеют внедрить функционал к 1 апреля будущего года. Однако все кредитные организации, которые ответили на запросы "Известий" (ВТБ, МКБ, Совкомбанк, "Открытие", Райффайзенбанк), уверили, что уложатся в сроки.
   По словам руководителя направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгия Коннова, для торговых точек функционал подписок в кредитной организации уже внедрен в августе 2021 года, а подписки по СБП для физлиц планируется реализовать до 1 апреля 2022-го.
   - Для банков это сопряжено с изменениями клиентских сценариев, в том числе в связи с необходимостью реализации возможности отписки, - сообщил он. - Банкам потребуются усилия для того, чтобы его реализовать с наглядным для клиентов интерфейсом, поэтому реализация подписок требует больше времени, чем оплаты.
   При этом, как отметил Георгий Коннов, сервис c2b-подписок является расширением уже существующей функциональности СБП, поэтому не требует больших изменений у тех компаний, которые уже используют эту систему.
   - Трудоемкость и затраты на реализацию функционала зависят от архитектуры конкретного банка, при этом объем работ в любом случае довольно значительный, - сказал директор департамента эквайринга "Открытия" Александр Дынин.
   В пресс-службе Центробанка заявили "Известиям", что у системно значимых банков достаточно времени для реализации этой возможности. С учетом востребованности СБП такой сервис должен быть в системе, подчеркнули в ЦБ.
   Пресс-служба НСПК сообщила, что вместе с несколькими банками ранее протестировала функционал "привязки счета" в рамках пилотного проекта.
   - Сейчас на рынке уже есть примеры успешной реализации сервиса. В настоящий момент НСПК совместно с рядом кредитных организаций и торгово-сервисных предприятий ведут работу над внедрением сервиса. Ожидается, что системно значимые банки завершат техническую реализацию сервиса к 1 апреля 2022 года, - уточнили в клиринговом центре СБП.

В условиях опциональности

   Можно было бы предположить, что функционал в рамках СБП станет конкурировать с уже существующими решениями банков и технологических компаний, в том числе с "пакетными подписками" (например, "СберПрайм" или "Яндекс Плюс"). Но сравнивать их вряд ли корректно, считает руководитель направления исследований финансового центра "Сколоково-РЭШ" Егор Кривошея. Сервисы подписок конкретных компаний работают в рамках одной экосистемы, то есть ограниченного набора сервисов, а с помощью опции в СБП можно будет подключиться к любому сервису, пояснил он.
   В ВТБ также не видят проблемы в расширении опций для потребителей.
   - В результате у клиента может быть несколько разных по параметрам и технологиям подписок. Например, через СБП или платежные системы, для списания со счета или с карты, регулярные и на фиксированную сумму или просто как разрешение на списание со счета в момент покупки в данной торговой точке, - сказали "Известиям" в пресс-службе кредитной организации.
   Однако, как подчеркнул Егор Кривошея, важно, чтобы клиент не запутался и не перестал использовать какие-либо ID или подписочные сервисы. При этом эксперт уверен, что каких-то более серьезных рисков по сравнению с уже существующими сервисами нет.
  - Как и в других инфраструктурных и платежных решениях, здесь используются серьезные стандарты безопасности и защиты данных, - прокомментировал Егор Кривошея.
   Ведущий специалист отдела аудита Infosecurity (ГК Softline) Анатолий Сазонов также уверен, что риски такого функционала минимальны, так как банковская сфера безопасности, в том числе и безопасность платежей СБП, достаточно жестко отрегулирована.
   - Финансовые организации обязаны проводить частые периодические внешние и внутренние аудиты, системно повышать свой уровень кибербезопасности в случае, если в отношении каких-либо направлений обеспечения информбезопасности была определена низкая оценка, - указал эксперт.
   Оформление подписок происходит в авторизованной зоне мобильного банка клиента-физлица, подчеркнул Георгий Коннов из Райффайзенбанка.
   - В частности, для подписок в СБП появляется полноценная работа с претензиями на случай мошенничества. Полный контроль за подписками в банке клиента также позволит избежать нежелательных списаний, - сказал он.
   Ответственность за корректное проведение платежей будет лежать на торговых точках и обслуживающих их банках, добавили в ВТБ. Там подчеркнули, что кредитным организациям необходимо будет реализовать инструменты по управлению подписками с возможностью настройки дополнительных параметров безопасности, например, лимитов.

Источник: Известия https://iz.ru/1259829/anna-kaledina/ne-spishete-banki-obiazhut-zapustit-avtoplatezhi-v-spb-s-1-aprelia-2022-go



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru

СПС "ПРОФТЕСТ"
 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.