Например, Медный банк |
Каспийский банк. Неизвестные страницы банковской истории СНГВ истории банковского дела прикаспийских государств СНГ есть страничка, ныне незаслуженно забытая. В предвоенные годы многочисленные промысловые предприятия Волго-Каспийского треста обслуживались Морским агентством астраханской окружной конторы Госбанка. За традиционно скучным, непримечательным названием скрывалась уникальная организация. Морское агентство представляло собой единственный в мире (!) плавучий банк. Контора агентства, обустроенная надлежащим образом (с кассой, бухгалтерскими книгами, счётами и даже "Железным Феликсом"), размещалась на борту моторного катера "Академик Карпинский". Причина создания плавучего банка проста: 50% рыбной продукции треста изготавливалось на предприятиях, обслуживаемых Морским агентством. Эти предприятия включали в себя рыбоперерабатывающие заводы, холодильники, ремонтные базы, на которых было занято в общей сложности свыше 5000 человек ловцов, не считая обслуживающего и технического персонала. Столь грандиозная хозяйственная структура производила множество расчетов, значительная доля которых выполнялась в наличной форме. Причем руководство и работники предприятий в самый разгар лова не имели возможности связаться с наземными отделениями; а затраты на ремонт, на заготовку льда, на оплату труда рыболовецких колхозов приходилось нести постоянно. Достаточно сказать, что годовой доход многих рыболовецких колхозов достигал порядка миллиона рублей, а месячный заработок квалифицированного рыбака - 1000 рублей. В дни интенсивного лова (осенняя путина) банк выдавал одних только наличных на сумму 300 тыс. рублей. Вдобавок требовалось принимать дневную выручку у кооперативных магазинов морепродуктов и выполнять ряд других операций. Годовой оборот плавучего банка составлял 70 млн. рублей. "Академик Карпинский" ежедневно совершал регулярные рейсы между рыбзаводами и прочими предприятиями. Маршруты корректировались в зависимости от поступавших радиотелеграмм: связисты банка в течение дня связывались с клиентурой, узнавая кому назавтра срочно, вне графика предусмотренных платежей понадобятся деньги. Одновременно связисты получали распоряжения о производстве расчетов морских предприятий с берегом. Одной из главных задач плавучего банка, как и сегодня любого сухопутного, являлась защита финансовых интересов - своих и клиентов. Приходилось решать такие проблемы, как задержки с погашением ссуд, несвоевременные расчеты заводов с поставщиками и т.д. Банк выполнял ответственную контрольную функцию, проверяя кредитно-расчетную дисциплину финансируемых предприятий. При этом приходилось вникать и в особенности производства: клиента надо знать и понимать досконально. Например, расход льда для заморозки рыбы. Банкиры не изучают тонкостей хранения мороженой рыбы, но своим всевидящим оком замечают бесхозяйственность через сухую цифирь ведомостей. По техническим требованиям предприятие обязано тратить на заморозку 1 центнера рыбы 50 кг льда, а в действительности расходует в 4 раза больше! Соли на консервацию рыбы на некоторых заводах уходит тоже сверх плана, причем раза в два. Банкиры обязаны разобраться с этими и им подобными случаями бесхозяйственности, чтобы ни один завод не пытался улучшить отчетность за счет других предприятий или банка. Агентство не спешит с санкциями против нерадивых директоров, но занимается финансовым ликбезом, содействует внедрению прогрессивных схем выдачи денег приемщикам рыбы, ищет новые решения для эффективного сбора наличности, применяет различные приемы укрепления платежной дисциплины среди клиентов. Нельзя сказать, что борьба за благоприятные условия финансирования являлась единственной проблемой плавучего банка. Банкиры Морского агентства, равно как и экипаж любого другого судна, нередко подвергались обычным для водной стихии опасностям и лишениям. Ведь выполнять обязанности приходилось даже в семибалльный шторм. Естественно, персонал банка сталкивался с серьезными напастями. Например, весной 1938 года "Академик Карпинский", попав в исключительно жестокий шторм, потерпел аварию, и сотрудники банка были вынуждены спасаться на ближайшем рыбзаводе. За два года до этого непогода отрезала судно от берега на длительный срок без достаточных запасов горючего и продовольствия. Использование плавучего банка было вынужденной мерой - сравнительно дорогостоящей и весьма опасной для экипажа. Вот почему по мере развития и усложнения советской банковской системы в послевоенные годы проект пришлось свернуть. |