Перспективы создания регионального рынка банковских услуг в ЕврАзЭС
А.А. Абалкина, к.э.н., Финансовая академия при Правительстве РФ, Институт экономики РАН
В странах ЕврАзЭС увеличивается уровень взаимодействия коммерческих банков благодаря усиливающемуся экономическому сотрудничеству в регионе. Если в 1990-е гг. практически единственно возможной формой банковского обслуживания торгового и инвестиционного сотрудничества являлись трансграничные операции, то в последние годы кредитные организации учреждают сеть отделений в странах ЕврАзЭС для сопровождения своих традиционных клиентов, осуществляющих экономическую деятельность в регионе.
Расширение корпоративного сотрудничества сопровождается формальными инициативами со стороны стран - членов ЕврАзЭС по созданию общего финансового рынка, которые предполагают отмену ограничений на движение капитала, а также либерализацию рынка банковских услуг.
Эти процессы выступают двумя разновидностями финансовой интеграции - корпоративной и формальной, которые имеют взаимный характер воздействия. С одной стороны, банки, лоббируя свои интересы, способствуют продвижению (или, напротив, торможению) формальной интеграции на межгосударственном уровне. С другой стороны, создаваемые законодательные преференции способствуют расширению взаимодействия кредитных организаций.
В этой связи актуальным представляется выявление состояния корпоративной и формальной интеграции в банковской сфере в странах ЕврАзЭС.
Инициативы финансовой интеграции стран ЕврАзЭС
Развитие "формального" взаимодействия в банковской сфере происходит в рамках выдвижения и реализации инициатив финансовой интеграции, идея которой была сформулирована в 2004 г., когда главы пяти государств Сообщества утвердили приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006-е и последующие годы. К приоритетным сферам взаимодействия было отнесено, в частности, формирование общего финансового рынка.
Общий финансовый рынок предполагает сочетание определенных институциональных параметров его организации, а именно:
- отмену ограничений на движение капитала, а также обеспечение свободного доступа потребителей к услугам в рамках регионального финансового рынка;
- гармонизацию национального законодательства и введение минимального режима банковского регулирования. Например, в директиве о страховании депозитов, принятой странами Европейского союза, установлен минимальный уровень гарантирования депозитов в 20.000 евро.
Однако каждая страна ЕС может предусмотреть и более высокую планку. В частности, в Дании она установлена на уровне 40.000 евро, Финляндии - 25.000, Великобритании - около 45.000 евро;
- развитую инфраструктуру, необходимую для проведения банковских операций.
Рассматриваемые планы создания общего финансового рынка стран - участниц ЕврАзЭС нашли отражение в принятом в 2005 г. проекте Концепции сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС в валютной сфере, которая предусматривает реализацию ряда мер в денежно-кредитной, валютной и финансовой сферах. В частности, с целью создания интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС предполагалось предоставление юридическим лицам - резидентам Сообщества национальных режимов на рынках финансовых услуг, а также переход на международные стандарты финансовой отчетности, согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют и др. В ходе реализации конечной цели по созданию общего финансового рынка страны - члены ЕврАзЭС будут руководствоваться следующими подходами.
Во-первых, предусматривается, что развитие финансовой интеграции в ЕврАзЭС будет происходить наряду с процессами финансовой глобализации и углубления интеграции национальных финансовых систем в мировую экономику. Это отражается, например, в задачах по гармонизации системы регулирования в соответствии с международными нормами, по сближению банковского законодательства стран в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.
Во-вторых, предполагается разная скорость продвижения экономик отдельных стран ЕврАзЭС к общему финансовому рынку в соответствии с дифференциацией уровня экономического развития стран - членов Сообщества. В соответствии с этим подходом снятие ограничений на движение капитала первоначально будет осуществляться в двустороннем формате.
В-третьих, в документе провозглашено поэтапное создание общего финансового рынка. Так, первый этап (2005-2007 гг.) призван способствовать сближению банковского законодательства стран ЕврАзЭС в соответствии с Базельскими принципами регулирования и надзора за деятельностью банков; создавать условия для свободного доступа юридических лиц - резидентов стран на национальные финансовые рынки, а также заключать двусторонние соглашения о предоставлении друг другу национального режима.
В 2006 г. принято Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое, однако, ратифицировано не всеми его странами. Этот документ предполагает свободный доступ банков-резидентов на национальные валютные рынки. Так, в соответствии со ст. 2 Соглашения страна - член ЕврАзЭС обеспечивает банкам-нерезидентам из состава интеграционной группировки допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставлен коммерческим банкам - резидентам этой страны. Вместе с тем указывается, что национальный режим не будет предоставляться, если это нарушает обязательства по другим международным соглашениям.
На втором этапе (2007-2010 гг.) предполагается обеспечить гармонизацию финансового, банковского и валютного законодательства.
Третий этап (начиная с 2010 г.) должен завершить формирование общего финансового рынка и обеспечить свободу проведения всех видов капитальных операций.
В целом характер поставленных целей позволяет сделать вывод о том, что намерения стран ЕврАзЭС простираются несколько дальше, нежели чем просто создание общего рынка. Общий рынок в теории экономической интеграции предполагает обеспечение четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала). Вместе с тем в проекте концепции указывается также на планируемую гармонизацию рынков капитала, тем самым создаются предпосылки для создания единого рынка банковских услуг, предполагающего наличие единого минимального уровня гармонизации системы банковского регулирования.
Практика региональных интеграционных группировок, например ЕС, показывает, что создание общего рынка, т.е. снятие ограничений на движение факторов производства (негативная интеграция), сопровождалось процессами позитивной интеграции, характеризующейся введением единых стандартов регулирования. Таким образом, существующие механизмы создания общего рынка, в том числе и банковского, неразрывно связаны с процессами позитивной интеграции, которые обеспечивают более широкое пространство для сотрудничества.
К сожалению, механизмы создания общего для стран Содружества рынка банковских услуг слабо проработаны на уровне формальных процедур. Хотя страны ЕврАзЭС запаздывают с реализацией Концепции сотрудничества в валютной сфере, банковское сотрудничество в последние годы активизируется. В этих условиях актуальным представляется выявление реальных предпосылок (исходя из уровня банковского сотрудничества в ЕврАзЭС) для формирования общего рынка банковских услуг в рассматриваемой интеграционной группировке.
Масштабы взаимного участия банков стран ЕврАзЭС
В последние годы банки стран ЕврАзЭС начинают активно проникать на рынки друг друга. На начало 2007 г. взаимные инвестиции в уставные капиталы банков составили более 522 млн долл., тогда как активы контролируемых кредитных организаций превысили 3,8 млрд долл. По сравнению с 2005 г. взаимное участие банков стран ЕврАзЭС в уставном капитале удвоилось. Причем значительный рост обусловлен преимущественно увеличением размера дочерних отделений банков, а не учреждением новых кредитных организаций.
Банки стран ЕврАзЭС имеют свои особенности выхода на зарубежные рынки. Если до недавнего времени зарубежная деятельность банков носила единичный характер, то сегодня появляются региональные банки, стратегия развития которых направлена на экспансию в страны постсоветского пространства (например, казахстанский ТуранАлем) . Активизировалась покупка уже существующих банков в ЕврАзЭС. Именно эта форма участия становится наиболее распространенным методом экспансии кредитных организаций.
Для стран ЕврАзЭС характерно асимметричное участие банков на рынках друг друга. Наибольшие конкурентные преимущества имеют банки России и Казахстана. Причем для кредитных организаций этих стран свойственно распределение зарубежных банковских активов в нескольких странах. Приоритетом казахстанских банков выступают соседи по интеграционной группировке (Россия и Кыргызстан), у России основные банковские активы находятся в Беларуси, а также за пределами ЕврАзЭС (на Украине).
По крайней мере 13 банков из стран ЕврАзЭС проводят экспансию в рамках интеграционной группировки (для сравнения: в СНГ таких банков 24). Как правило, основная доля зарубежных активов распределена между несколькими банками-лидерами, остальные же имеют, в основном, по одному отделению в регионе. Так, на четыре казахстанских банка - ТуранАлем, Казкоммерцбанк, АТФбанк и Народный банк - приходится 75% всех инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций в ЕврАзЭС. В том числе ТуранАлем имеет четыре зависимых банка в России и по одному в Беларуси и Кыргызстане. У оставшихся трех казахстанских банков по одному отделению в России и Кыргызстане.
Что касается российских кредитных организаций, то их основное присутствие ощущается в Беларуси, где функционируют дочерние банки Газпромбанка, Банка Москвы, Росбанка и др. В 2007 г. роль российских кредитных организаций в банковской системе Беларуси повысилась в результате нескольких крупных сделок. Так, контрольный пакет Белвнешэкономбанка был выкуплен российским Внешэконбанком, Межторгбанк был поглощен Альфа-банком, а контролируемый российской нефтяной компанией Славнефтебанк переходит в собственность российского ВТБ.
Казахстанская банковская система - вторая по величине в ЕврАзЭС - мало восприимчива к иностранному капиталу со стороны как российских банков, так и кредитных организаций других стран ЕврАзЭС. В течение долгого времени на рынке присутствовал только Альфа-банк. Однако недавно в Казахстан проник Сбербанк России благодаря покупке местного Тексакабанка, который, в свою очередь, владеет российским Метробанком, специализирующимся на проведении розничных операций.
В Таджикистане функционирует несколько российских банков, например Ренессанс-капитал. В Кыргызстане российские акционеры присутствуют только в качестве миноритарных владельцев.
Что касается банков-инвесторов из других стран ЕврАзЭС, то крупнейший узбекский банк имеет всего одно отделение в России - банк Азия-Инвест, а кредитные организации Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси не проводят экспансию на зарубежные рынки, что отчасти связано с относительно небольшими размерами их банковских систем. Несмотря на достаточно высокую концентрацию иностранных активов среди нескольких банков, деятельность на зарубежных рынках не является для них доминирующей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что зарубежная банковская деятельность наиболее значима для казахстанских банков. Так, например, в ТуранАлеме доля зарубежных активов в ЕврАзЭС в консолидированной отчетности банка превышает 10%, а удельный вес капитала составляет чуть менее 14%. Однако следует отметить, что большинство банков, проводящих экспансию за рубеж, учреждает либо приобретает небольшие по размеру кредитные организации, не занимающие значимого места в совокупных банковских активах.
Дочерние кредитные организации ЕврАзЭС играют незначительную роль в национальных банковских системах. Банки из стран Сообщества заметны в качестве иностранных только в нескольких странах. Например, в Кыргызстане наиболее активны казахстанские банки, которые приобрели ряд национальных кредитных организаций, в результате чего доля инвестиций стран ЕврАзЭС в совокупный капитал банковской системы превысила 30%. Преобладающая доля иностранного капитала в банковской системе характерна только для Кыргызстана, а в остальных странах Сообщества роль банков из соседних стран минимальна.
В последние годы уровень взаимного участия банков стран ЕврАзЭС постепенно повышается, однако роль дочерних банков ЕврАзЭС в совокупных активах банковских систем интеграционной группировки не достигает 1% (для сравнения: аналогичный показатель для стран СНГ составляет 1,2, а в ЕС превышает 17%).
Банковская сфера является индикатором развития экономических отношений между странами, а асимметричное участие банков нередко объясняется фрагментарностью двустороннего внешнеэкономического взаимодействия. Вместе с тем развитие зарубежной банковской деятельности в значительной мере сдерживает низкая капитализация банков стран ЕврАзЭС, а также сохраняющиеся высокие банковские риски.
Как правило, банки осуществляют экспансию на зарубежных рынках вслед за выходом на них своих клиентов, что требует расширения соответствующих торговых и инвестиционных операций. Эта стратегия получила название "вслед за клиентом" ("follow the client"). Она подразумевает, что кредитные организации создают свои отделения в тех странах, где уже обосновались их клиенты. Такой фактор выхода на зарубежные рынки особенно актуален на первых этапах транснационализации банковских услуг, что характерно для стран ЕврАзЭС.
Этот тезис нашел подтверждение при анализе зависимости проникновения российских и казахстанских банков в страны ЕврАзЭС от торгового сотрудничества в регионе. Так, если рассматривать развитие торговых отношений как фактор экспансии банковского капитала, то зависимость между указанными показателями достаточно велика. Например, коэффициент парной корреляции между временными рядами показателей инвестиций банков Казахстана и ее торговли со странами ЕврАзЭС составил порядка 0,99, а для России аналогичный показатель равен 0,89, что свидетельствует о тесной статистической зависимости. Выявленная аналогичная корреляция для стран СНГ находится на несколько более низком уровне (0,98 и 0,77 соответственно). Таким образом, склонность к экспансии российских и казахстанских банков в ЕврАзЭС пропорциональна уровню двусторонней торговли.
Но не всегда можно объяснить отсутствие прогресса во взаимодействии между банками лишь экономическими соображениями. Например, ярким примером является относительно немногочисленное присутствие российских банков в Казахстане. Несмотря на достаточно высокий уровень внешнеэкономических связей, сотрудничество происходит преимущественно в трансграничной форме. Именно на Казахстан приходится наибольшее количество межбанковских кредитов, предоставленных российскими кредитными организациями.
Однако если рассматривать развитие банковских отношений в контексте всех стран постсоветского пространства, то они не сконцентрированы исключительно на ЕврАзЭС. Достаточно высокий уровень банковского взаимодействия наблюдается между Россией и Украиной, которая не является полноправным членом Сообщества.
На сегодняшний день увеличение объемов банковских операций между странами ЕврАзЭС происходит более низкими темпами по сравнению с ростом активов банковских систем. В этой связи удельный вес взаимного участия банков в их капиталах невелик и не может рассматриваться как значительная предпосылка для создания интегрированного регионального финансового рынка. Банковское сотрудничество остается асимметричным. Так, интегрированность некоторых стран (например Кыргызстана) в региональный рынок банковских услуг оказывается сильнее, чем других членов ЕврАзЭС.