BBDoc.ru
Международные финансы
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Единое экономическое пространство: бизнес-шаги

Из личной колонки А.В. Мурычева, вице-президента РСПП, председателя Совета Ассоциации региональных банков России

Прошло немногим больше двух лет с момента создания Евразийской экономической комиссии. Таможенный союз в целом показывает неплохой интеграционный эффект.

Бизнес трех стран еще в декабре 2010 года объединил усилия, подписав Соглашение о сотрудничестве между тремя ведущими организациями Беларуси, Казахстана и России. С 15 июня 2012 года действует Меморандум о взаимодействии между ЕЭК и белорусско-казахстанско-российским бизнес-сообществом.

Национальный бизнес вовлечен в подготовку нормативных документов, но по мере расширения зоны интеграции и совместного регулирования глубина взаимодействия с официальными органами ЕЭК должна увеличиваться.
Для дальнейшего успешного развития малого и среднего предпринимательства в рамках Единого экономического пространства необходимо внедрить единые критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в государствах ТС и ЕЭП. В настоящее время они в наших странах различны, например, в России численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек, а в Казахстане - 50 человек. Различаются критерии и по суммарной выручке (в России для малых предприятий - это не более 400 млн. рублей в год, в Казахстане - не более 21 млн. в год, в Белоруссии данного критерия нет).

Без выработки единых критериев определения субъектов малого и среднего бизнеса невозможно будет выработать меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как льготное кредитование, субсидии, преференции при участии в госзакупках и т.д.

Обсуждение данных вопросов особенно важно в преддверии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, которым вводятся новые положения, регулирующие такие вопросы, как трудовая миграция или закупки для государственных и муниципальных нужд и др.
РСПП был проанализирован проект договора о Евразийском экономическом союзе, подготовлены замечания и предложения. В частности, необходимо дополнить проект договора положением, что проекты правовых актов Союза, регулирующие права и/или обязанности субъектов предпринимательской деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия. Оценка положительных и отрицательных последствий принятия правового акта Союза, выявление избыточных обязанностей, запретов, ограничений, расходов предпринимателей должна стать обязательным этапом принятия решений в ЕЭС и открытым для бизнеса процессом.

Сохраняются вопросы к содержанию функциональных статей проекта договора. В частности не урегулированы многие вопросы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. В проекте договора налоговый блок затрагивает исключительно вопросы косвенных налогов и налогообложения доходов физических лиц, хотя уровень фискальной нагрузки между Россией и Казахстаном по оценкам Всемирного банка различается почти в два раза. Углубление интеграционных процессов требует очертить основные направления гармонизации политики в данной сфере.

Правила и нормы ВТО и ОЭСР в сфере государственной поддержки экспорта распространяются также на меры по развитию экспорта работ и услуг. В этой связи предлагается предусмотреть в договоре совместные меры по развитию экспорта продукции (товаров, работ и услуг), а также широко используемую в России меру финансовой поддержки экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства.

Недостаточно проработан один из ключевых для предпринимателей и граждан вопросов - ситуация с профессиональным образованием. Одной из ключевых проблем бизнеса, в том числе малого и среднего предпринимательства, является нехватка квалифицированных кадров. Считаем целесообразным подготовить отдельный протокол, регулирующий вопросы признания образования и квалификаций с учетом законодательства страны трудоустройства.

В частности, в протоколе могут быть отражены вопросы:

  • процедур подтверждения независимыми органами соответствия уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника требованиям, установленным законодательством государства трудоустройства;
  • формирования согласованных подходов и принципов в сфере сертификации квалификаций;
  • формирования национальных банков данных сертифицированных специалистов государств-членов и обмена соответствующими сведениями.

Требует дополнительного обсуждения и, возможно, корректировки статья 100 Договора, регулирующая права и обязанности трудящегося государства-члена в части мер его социальной защиты. Граждане государств-членов для России являются иностранными гражданами, на которых частично или полностью распространяются отдельные виды социального страхования.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Например, на иностранных работников в полном объеме распространяется страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане. Кроме того, в России в данном виде страхования наряду с пособиями по временной нетрудоспособности выплачиваются и семейные пособия (пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком и др.) как работающим, так и неработающим гражданам.

Положения проекта договора фактически создают "третью" категорию работников - к иностранным работникам и гражданам страны добавляются "граждане стран Евразийского экономического союза" с особым порядком социального страхования, получения медицинской помощи, доступа к услугам образовательных учреждений и т.д.

Скорее всего, это потребует ведения в компаниях отдельного учета по новой категории работников, серьезной корректировки национального законодательства, а также обсуждения возникающих вопросов с профсоюзными организациями. Это может повлечь дополнительную финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего бизнеса.

Сегодня нам важно взаимодействовать с ЕЭК в рамках ежедневной реальной работы, поэтому мы готовы совместно с Опорой России, другими предпринимательскими объединениями вырабатывать консолидированные предложения по продвижению интересов как малого и среднего, так и бизнеса в целом в рамках Единого экономического пространства.

P.S. Материал подготовлен на основе выступления автора на VI ежегодном форуме по развитию малого и среднего бизнеса "Малый и средний бизнес: перспективы роста в Едином экономическом пространстве".



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru

СПС "ПРОФТЕСТ"
 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.