BBDoc.ru
Международные финансы
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Быть ли рублю международной валютой?

Ю.А. КОНСТАНТИНОВ,

советник президента Ассоциации региональных банков России,

заслуженный деятель науки РФ, профессор Московского банковского института

Ответ на поставленный вопрос автор отчасти дал в ранее опубликованных статьях[1]. Однако, чтобы он был убедительнее, представляется необходимым продолжить начатый разговор на столь актуальную тему, придерживаясь фундаментальных положений теории международной валюты.

Взгляд со стороны теории

Фундаментальные положения теории международной валюты сводятся к следующему:

1. Валюта - деньги, способные обслуживать международные экономические отношения, связывать национальную экономику с мировой, обеспечивать их взаимодействие.

2. Национальная валюта тогда приобретает международное значение, когда за пределами государства - ее эмитента может на частном уровне выступать как валюта цены (мера стоимости) при заключении внешнеторговых контрактов, как средство обращения и пла-тежа при осуществлении торгово-экономических сделок, валютно-обменных операций, как средство накопления - в частных инвестициях, на государственном уровне использоваться другими странами в качестве меры стоимости, привязывая к ней курсы своих денежных единиц, средства обращения и платежа, осуществляя в ней валютные интервенции на внутреннем валютном рынке, совершая платежи по внешним кредитам, средства накопления, применяя как резервную валюту. Если национальная валюта не способна в той или иной мере выполнять названные функции, тогда она остается внутренней. Спрос на нее существует только на национальном рынке страны-эмитента, мировой рынок его не предъявляет. Поэтому такая валюта в обслуживании международных экономических отношений участия не принимает.

3. Приобретение статуса международной валюты зависит от значительности объема ВВП страны-эмитента, степени ее участия в мировой торговле, определяемой размером экспорта и его доли в ВВП, независимости национальной экономики от существенных колебаний внешней конъюнктуры, высокой ликвидности внутреннего финансового рынка, весомости его масштабов, устойчивости позиций государства в мировой экономике и мировой политике.

4. Процесс трансформации национальной валюты в валюту международного значения - эволюционный и длительный. Он может измеряться десятками лет. Зависит это не только от усилий данного государства, имеется в виду нарастание его экономической и финансовой мощи. Не менее приоритетным является и другой фактор: мировое экономическое сообщество должно ощутить потребность в дополнительном расчетно-платежном и резервном средстве.

5. Задача трансформации национальной валюты в международную не только сложная, но и во многом противоречивая. Чтобы поддерживать международный спрос на свою национальную денежную единицу, государство должно иметь активный платежный баланс. Между тем для насыщения международного денежного обращения своей валютой необходимо, чтобы платежный баланс государства был пассивный. Иначе его национальная валюта не сможет оседать в инвалютных резервах других стран. Национальная валюта государства-эмитента имеет возможность перейти в иностранное владение лишь в том случае, если его внешние платежи превышают обратные поступления.

Все эти положения теории, многократно проверенные практикой, в полной мере относятся и к российскому рублю. Выдвигая задачу становления рубля международной валютой, важно исходить из понимания ее сущности, Международная валюта может быть мировой (резервной, ключевой) и региональной. Мировая обслуживает все виды внешнеэкономических операций во всех регионах мира, свободно обменивается на любые иностранные денежные единицы. Региональная используется в отдельных секторах экономики. Если мировая валюта выполняет все функции денег на глобальном экономическом пространстве, то региональная - лишь некоторые из них и при том в отдельных секторах мирового хозяйства.

Не только в ближайшей обозримой, но и среднесрочной перспективе у рубля, на наш взгляд, нет шансов стать мировой валютой. К этому не готова экономика России с ее низкой долей в мировом ВВП, экспорте, импорте, в прямых инвестициях, что сдерживает процесс интернационализации валюты Российской Федерации. По разным оценкам, ее доля в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) не превышает 2%, менее 2% она составляет в мировом экспорте, не более 0,5% - в мировых прямых инвестициях. Производство России слабо диверсифицировано, в силу чего в экспорте преобладают сырьевые товары. Медленно осуществляется перевод экономики на рельсы инновационного развития. Чтобы преодолеть эти негативные факторы, препятствующие интернационализации рубля, требуется время и, по-видимому, длительное. Больше шансов у российского рубля стать международной региональной валютой, например на экономическом пространстве СНГ.

Чтобы рубль становился полноценной международной валютой в этом и других регионах, предстоит последовательно создавать необходимые предпосылки. В частности, в валютной сфере важно обеспечить переход к емкому, развитому внутреннему валютному рынку, вне которого невозможна высокая ликвидность российского рубля. Только развитой валютный рынок способен обеспечить быстроту и легкость обмена национальной валюты России на иностранные денежные единицы и наоборот. От этого рынка зависит низкая волатильность и достаточно высокая устойчивость курса рубля. Отсюда следует: рост ликвидности валюты выступает непременным условием расширения сферы ее обращения, увеличения степени интернационализации. В результате валюта становится менее подверженной обесценению и, следовательно, повышается ее меновая стоимость.

Развитие внутреннего валютного рынка

Между тем, так же, как и экономика России в целом, ее внутренний валютный рынок сохраняет пока черты переходности, что объяснимо. Ведь ему в 2004 г. исполнилось только 15 лет. Формировался он, как известно, в три этапа.

  • Первый этап - проведение Внешэкономбанком СССР в 1989-1991 гг. валютных аукционов. Их участниками были экспортеры и импортеры. За этот период состоялось 19 аукционов с суммарным объемом около 300 млн. долл. Аукционы отличались непрозрачностью курсообразования, нерегулярностью проведения, подачей конкурсных заявок по закрытой подписке.
  • Второй этап - создание в 1991 г. Государственным банком СССР Валютной биржи. Ее участниками были банки - продавцы и покупатели валюты. Торги проводились еженедельно. Достигалась прозрачность курсообразования. Среднемесячный объем торгов составлял около 26 млн. долл.
  • Третий этап - учреждение в 1992 г. Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), что придало валютному рынку России новое качество. За 1993-1994 гг. среднемесячный объем торгов достиг примерно 1,6 млрд. долл. Участниками биржи стали банки ? продавцы и покупатели валюты. Торги проводятся ежедневно с использованием механизма фиксинга. Поставка валюты осуществляется против платежа. К торгам допущены региональные банки. В 2003 г. суммарный объем торгов на биржевом валютном рынке России превысил 145 млрд. долл., что в 2,2 раза больше объема 2002 г.

В последующем, наряду с биржевым (организованным) валютным рынком, начал развиваться межбанковский - тот, что отличает валютные рынки стран с развитой рыночной экономикой, денежные единицы которых выполняют международные функции.

Несмотря на достижения в формировании внутреннего валютного рынка, в целом он еще не преодолел признаки переходности. Для него характерны:

  • неразвитость в сравнении с мировым. Обороты отечественного межбанковского валютного рынка несопоставимы с оборотами мировых рынков. Если в Лондоне ежедневный оборот по конверсионным операциям составляет более 500 млрд. долл. США, то в России, по оценке экспертов, он в пределах 1,5-2 млрд. долл. в день;
  • недостаточная ликвидность межбанковского сектора. Она ниже, чем у развитых валютных рынков. Обусловлено это, в частности, тем, что не все участники рынка в должной мере доверяют друг другу, о чем свидетельствует сохраняющаяся пока сегментация рынка по группам банков;
  • отсутствие надлежащей регулируемости рынка срочных валютных сделок: фьючерсов, опционов, форвардных контрактов, свопов, других финансовых инструментов, именуемых деривативами. На мировом валютном рынке деривативы (производные финансовые инструменты) получили широкое распространение. Россия еще отстает в этом отношении;
  • в основном внутренний характер. Валютный рынок России начал формироваться как рынок для резидентов. Его участниками становились только российские банки и ин-вестиционные компании, обладающие лицензией на проведение валютных операций. Этим отечественный валютный рынок отличался не только от развитых западных рынков, но и от развивающихся рынков стран Восточной Европы, в частности, Венгрии, Польши, Чехии. Валюты этих стран, в отличие от российского рубля, котируются не только резидентами внутри страны, но и зарубежными банками-нерезидентами.

В последнее время процесс преодоления внутреннего характера российского валютного рынка активизировался. Надо полагать, он ускорится в связи с принятым в 2004 г. новым Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Нерезиденты получили возможность шире осуществлять конверсионные операции в безналичной форме. Они могут продавать за рубли иностранную валюту и покупать ее за национальную валюту Российской Федерации. Поэтому можно ожидать в дальнейшем более тесной смычки валютного рынка России с мировым, что, в свою очередь, явится необходимой предпосылкой к приобретению российским рублем функций международной денежной единицы.

Однако валютный рынок при всей его значимости - лишь один из сегментов финансового рынка. Последний, как известно, представлен также фондовым рынком, рынком банковских услуг. Для выполнения рублем международных функций важное значение имеет его взаимодействие с иностранными валютами в сфере движения капиталов. Между тем, несмотря на экономический рост и в целом положительные сдвиги в развитии финансового рынка, здесь накопилось немало проблем. Как считают в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), если эти проблемы не разрешить, то не исключена угроза утраты Россией национального рынка капиталов. Чтобы предотвратить ее, в ФСФР разработана концепция развития финансового рынка, призванная заложить прочную основу для расширения ресурсной базы промышленного роста за счет привлечения инвестиций извне; дать достоверную оценку стоимости российских компаний, которые в сумме пока стоят меньше, чем две-три крупные транснациональные корпорации; помочь в освоении инвестиционных средств, направляемых в страну после присвоения ей инвестиционных рейтингов.

Недостаточный уровень развития финансового рынка России несет с собой ряд негативных последствий. В частности, рынок ценных бумаг, будучи зависимым от влияния спекулятивных факторов, испытывает дефицит качественных активов. К тому же торги по ним нередко перетекают на западные площадки под иностранную юрисдикцию. Недостаточны вложения в экономический рост ресурсов недавно созданных накопительных систем: пенсионной и коллективных инвестиций.

Проблемы финансового рынка обусловлены многими причинами, в том числе: несбалансированностью макроэкономической политики; неразвитостью инфраструктуры и инструментов рынка; незавершенностью формирования системы законодательства, обеспечивающего права инвесторов и потребителей финансовых услуг.

На пути к конвертируемости российского рубля

Напомним, что задачу перехода российского рубля к его полной конвертируемости, свободному обращению на международных рынках выдвинул Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Некоторые политики, представители денежных властей в то время, судя по их высказываниям, не видели необходимости в принятии для этого комплекса особых мер. Считалось, что достаточно отменить валютные ограничения на движение капитала, и рубль станет свободно конвертируемым. Отмена таких ограничений новым законом "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривается в 2007 г. Исходя из теории сущности международной валюты, мирового опыта, представляется необходимым разработать комплексную государственную программу основных мер, обеспечивающих создание необходимых экономических предпосылок и организационных условий для полной конвертируемости рубля.

Отрадно, что сейчас такой необходимости придерживаются в Правительстве РФ Минфин в 2005 г. намеревается подготовить специальный доклад.  Его разработчики предполагают выделить шесть направлений:

♦          обеспечить развитие в стране финансового рынка, что должно повысить доверие к финансовой системе страны в целом, к надежности национальной валюты;

♦          укрепить отечественную банковскую систему, которая, как показал летний кризис 2004 г., пока находится не в лучшем состоянии;

♦          усилить поддержку российского экспорта с акцентом на расширение вывоза наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

♦          продолжить формирование Стабилизационного фонда как важного инструмента стерилизации денежной массы, сохраняя тем самым макроэкономическую устойчивость;

♦          превратить рубль в резервную валюту МВФ, что позволит последнему предоставлять рублевые кредиты странам-заемщикам;

♦          вступить в ВТО.

Вероятно, пока это видение отдельных специалистов. Ряд составляющих такого видения, на наш взгляд, заслуживает поддержки, имея в виду, прежде всего, расширение экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, для чего, надо понимать, правительством будут предприняты более решительные действия по развитию в стране этих видов производства, его диверсификации в целом.

Сомнения вызывают другие позиции, если они верно представлены в СМИ:

1. Добиться реализации названных мероприятий в 2007 г. Такое ускорение не соответствует мировому опыту перехода к полной конвертируемости национальной валюты. К тому же рост доверия к ней сдерживает высокая инфляция, помехой является непрекращающаяся утечка капитала из России;

2. Обеспечить превращение рубля в резервную валюту МВФ. Это связывается с досрочным погашением Фонду внешнего долга. Но это, как представляется, не предпосылка к полной конвертируемости рубля, а ее конечный результат. В феврале 2005 г Россия смогла досрочно погасить МВФ свою задолженность. Тем самым она превращается из должника в кредитора. Фонд получил возможность использовать долю России в своем капитале в размере 2,79% для осуществления собственных операций. В принципе он может снимать со своего счета в Центральном банке РФ российские рубли и предъявлять их к обмену на одну из четырех свободно используемых валют, в которых выдает кредиты. Но, поскольку российский рубль от такой технической операции реально не становится свободно конвертируемой и тем более резервной валютой, Фонду непросто найти желающих обменять резервную свободно используемую валюту на не резервную, официально признанную им частично обратимой, или самому осуществить данную операцию. Ведь странам-заемщикам кредиты необходимы именно в резервной валюте для покрытия дефицита платежного баланса(пополнения государственных валютных резервов Министерства финансов и Центрального банка), поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (по сути, для кредитования бюджетных расходов правительства);

3. Вступить в ВТО. Для России позитивный результат от этого мог бы стать весомее, будь рубль свободно конвертируемой валютой. Но сам факт вступления в ВТО базисной предпосылкой для свободной конвертируемости рубля не является, а потому надеяться на это не стоит.

Рубль еще не скоро сможет стать валютой внешних кредитов, выступать средством международных расчетов. Для этого должен появиться устойчивый спрос на рубли на мировых финансовых рынках. Иначе зарубежные банки не будут стремиться открывать корреспондентские счета в российской валюте. Этот спрос во многом зависит от доверия к российскому рублю со стороны международного финансового сообщества. Он же, в свою очередь, производный от доверия к экономике страны в целом. Тут еще немало экономических и политических проблем. О них уже немало написано, еще больше сказано, а потому они не требуют особого напоминания. Ясно, думается, одно: в короткий срок до 2007 г. накопившиеся проблемы не разрешить.

Учитывая это, представляется целесообразным в первую очередь сосредоточиться на продвижении рубля к выполнению им международных функций не в глобальном, а в региональном масштабе. В данном случае имеются в виду страны СНГ и Китай, где рубль уже в той или иной мере подключен к обслуживанию внешнеторговых связей. Перспективы здесь более реальны, если, конечно, речь вести не о монопольном господстве российского рубля во внешнеэкономическом обороте названных стран, а об его более широком использовании наряду с их национальными валютами.

Региональные границы международной роли российского рубля

Остановимся теперь на тех конкретных мероприятиях, о которых заинтересованные государства СНГ договорились, решая проблемы в области обслуживания их национальными валютами взаимных внешнеэкономических связей.

Важной мерой можно считать разработанную Межгосударственным валютным комитетом СНГ Концепцию сотрудничества и координации деятельности в валютной сфере. Ее подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с оговоркой), Россия, Таджикистан. Концепция предусматривает реализацию ее положений при соблюдении принципа поэтапности. Документ исходит из того, что вместо рублевой зоны в СНГ созданы национальные денежно-кредитные и платежные системы, валютные рынки. Тем самым возникли предпосылки к развитию валютно-финансовой интеграции. Чтобы их реализовать, считается важным проводить согласованную валютную политику Суть ее - обеспечить непротиворечивость подходов и методов в области валютного регулирования, взаимную выгодность осуществления мер, недопущение ущерба экономическим интересам каждого из государств Содружества, поиск путей постепенного взаимного сближения их валютных систем.

Конкретными целями валютного взаимодействия государств СНГ Концепция провозглашает:

- достижение полной конвертируемости национальных валют;

- введение регулярных котировок курсов этих валют на валютных биржах;

- координацию мер в области политики валютного курса, позволяющей повышать устойчивость национальных валют;

- создание надежной, эффективной системы денежных переводов граждан, включая операции с их сберегательными вкладами;

- предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям взаимного режима наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг, принятие согласованного перечня ограничений по допуску на рынки этих услуг.

Названные цели будут достигаться через:

- либерализацию внутренних валютных рынков, повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в соответствии с международными стандартами;

- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений, в том числе за счет расширения использования национальных валют;

- сближение политики валютного курса, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц;

- выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов;

- формирование в перспективе межгосударственных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств-участников СНГ, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;

- создание коллективных механизмов валютной поддержки стран, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в целом. Эти цели могут быть достигнуты в три этапа.

Первый этап (ориентировочно 2004-2006 гг.). В течение его, наряду с реализацией других мер, завершится переход к конвертируемости национальных валют по текущим операциям, в практику расчетов помимо СКВ будут внедрены национальные валюты стран СНГ.

Второй этап (ориентировочно 2006-2010 гг.). В числе первоочередных мер осуществится гармонизация и унификация национальных законодательств в валютной сфере с учетом между-народных тенденций, в том числе на основе модельных законов; обеспечится свобода движения капитала.

Третий этап (ориентировочно 2010-2017 гг.) Он особенно важен для стран СНГ, подписавших Концепцию. К этому времени прогнозируется, что все они войдут в фазу стабильного экономического роста; завершат реформы в сфере экономики; перейдут на современные международные стандарты платежно-расчетных отношений; вступят в стадию завершения формирования реального таможенного союза, создания единого внутреннего рынка, добьются высокого уровня гармонизации хозяйственного законодательства. Это позволит перейти к выработке общих направлений проведения валютных интервенций для поддержания валютных курсов; коллективному принятию решений в части валютной и финансово-экономической политики, в том числе ценовой; достижению договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.

Известно, что любая концепция это, по существу, намерение, но не программа действий. О них заинтересованные страны СНГ решили договориться, разработав соответствующий план. К его реализации разработчику концепции - Межгосударственному валютному комитету (МВК), видимо, стоило бы помимо центральных (национальных) банков привлечь и коммерческие банки, используя их немалый интеллектуальный потенциал. Организационную роль здесь, наверное, мог бы сыграть Международный координационный совет банковских ассоциаций стран СНГ. Учитывая, что в его состав входит также Банковская ассоциация стран Центральной и Восточной Европы, с ее помощью можно было бы ознакомиться с опытом этих стран по сближению их национальных валютных законодательств в условиях вступления в Евросоюз.

В ЕврАзЭС одно из важных направлений совершенствования системы взаиморасчетов, придания им многосторонности видят в целесообразности создания интегрированного биржевого, т.е. организованного валютного рынка. Но на этом пути предстоит преодолеть два законодательных препятствия. Одно относится к торговле национальными валютами, другое - к допуску на внутренние валютные рынки банков-нерезидентов. Поскольку национальные валюты, как правило, не выполняют в Содружестве функцию меры стоимости, а значит, во внешнеторговых контрактах не выступают валютой цены, то обмен одной национальной денежной единицы на другую осуществляется через доллар. Между тем интегрированный валютный рынок мыслится как рынок национальных валют, где непосредственно они продаются и покупаются, не прибегая к посредничеству доллара. Этот вопрос и надлежит заинтересованным сторонам решить в законодательном порядке. Предложения здесь, очевидно, за центральными (национальными) банками.

То, что в странах ЕврАзЭС полагают целесообразным начать создание интегрированного валютного рынка не с межбанковского, а с биржевого (организованного) - оправданно. По экспертным оценкам, доля бирж стран СНГ в обслуживании финансового оборота составляет в среднем 50%. Биржи выступают многофункциональными институтами рынка, обслуживая операции с валютой, государственными ценными бумагами, акциями и облигациями предприятий. В ряде стран Содружества деятельность бирж обеспечивается такими структурными подразделениями, как расчетная палата, депозитарный центр. В СНГ многие биржи объединяет схожая технология торгов, общность стандартов как на валютном, так и на фондовом рынках.

Преодолеть второе препятствие - значит допустить на внутренние рынки банки-нерезиденты. Кредитные организации государств ЕврАзЭС уже сейчас, в основном, имеют доступ на внутренние валютные рынки друг друга, открывая корреспондентские счета в уполномоченных банках и расчетных палатах национальных валютных бирж. Помехой к более широкому развитию межбанковских отношений выступают действующие в странах Содружества положения валютного и банковского законодательств, которые ставят банки-нерезиденты в неравные условия по сравнению с банками-резидентами. Это относится к режиму открытия банками-нерезидентами счетов в уполномоченных банках. К тому же банки-нерезиденты должны выплачивать комиссию уполномоченному банку за проведение валютных операций. Такие ограничения к началу 2005 г. действовали на территории всех государств-участников ЕврАзЭС. Считается, что названные ограничения можно устранить, если банки ЕврАзЭС выделить из общей категории банков-нерезидентов и предоставить им национальный режим для осуществления валютных операций.

На наш взгляд, если бы удалось преодолеть препятствия и создать в ЕврАзЭС интегрированный валютный рынок, страны-участницы смогли бы постепенно открыть свои внутренние финансовые рынки, что, в свою очередь, способствовало бы налаживанию их взаимодействия с мировой экономической системой, повышению международной роли национальных валют, в том числе, конечно, и российского рубля.

Международный банковский совет стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (МБС) намерен подготовить на основе информации, полученных от банковских ассоциаций - членов Совета и других заинтересованных банковских сообществ СНГ, сравнительный анализ основных положений банковского законодательства с целью выявить степень их расхождения, а также показателей, характеризующих развитие коммерческих секторов национальных банковских систем. Эту работу в дальнейшем, наверное, можно поднять на уровень Межгосударственного валютного комитета и Межпарламентской ассамблеи СНГ. Последней, возможно, удалось бы со временем принять модельный закон о банках и банковской деятельности, который представит интерес для стран - участниц ЕврАзЭС и тех, которые войдут в создаваемое единое экономическое пространство (ЕЭП).

Какая при этом из национальных валют сможет превалировать в расчетно-платежных отношениях, будь то СНГ в целом или ЕврАзЭС, в конечном итоге будет зависеть не от договоренностей между правительствами, а от готовности ими пользоваться со стороны хозяйствующих субъектов, те от рынка Он же примет те валюты, которые станут более качественными по их товарному наполнению, устойчивости валютного курса. На это требуется время.

В январе 2005 г в России на государственном уровне были предприняты две важные акции запрещено использовать на внутреннем потребительском рынке любые условные единицы (уе), включая доллар и евро, при установлении цен на товары и услуги. Теперь здесь только рубль является мерой стоимости, что закреплено законом "О защите прав потребителей" Это будет способствовать преодолению еще сохраняющихся признаков рубля как валюты переходной экономики, что отражается и на процессе ее становления международной валютой, разрешено ВПК поставлять в страны СНГ военную технику по внутренним российским ценам для укрепления коллективной безопасности Содружества. Это позволит использовать российский рубль в данной сфере сотрудничества стран СНГ в качестве меры стоимости и, следовательно, будет способствовать повышению его международного значения

Продвигая на международную арену российский рубль, важно ориентироваться на любые приемлемые возможности, в том числе на его использование в межбанковских расчетах в приграничной торговле с Китаем. С 1 января 2003 г в экспериментальном порядке такие расчеты осуществляются в рублях и юанях в отдельных приграничных районах Дальнего Востока.

Банк России и Народный банк Китая видят смысл этих расчетов в том, чтобы обеспечить переход от наличных к межбанковским безналичным расчетам между физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. В определенной мере это расширяет границы конвертируемости рубля и юаня. К концу 2004 г было открыто российскими и китайскими банками 8 корреспондентских счетов в рублях и 8 - в юанях. По этим счетам осуществляются:

- репатриация в КНР выручки ее граждан от реализации ввозимых в торговые комплексы Благовещенска товаров в рамках так называемой челночной торговли,

- поступление выручки за экспортированные в Китай товары по контрактам, в которых валютой цены выступают рубль и юань,

- осуществление платежей за импортированные из Китая товары по контрактам, в которых валютой цены является юань.

За период действия Соглашения между двумя центральными банками с января 2003 г до сентября 2004 г обороты по корреспондентским сметам составили в национальной валюте РФ - 1,4 млрд. руб., в национальной валюте Китая -17,4 млн. юаней. При этом объем расчетов проявляет тенденцию к росту. Так, по рублям сумма средств, зачисленных на корреспондентские счета за 8 месяцев 2004 г, превысила аналогичный показатель предшествующего года в 4,3 раза.

Начата работа по внедрению пластиковых карт, эмитированных для расчетов в национальных валютах России и Китая. Учитывая положительные итоги эксперимента, 24 сентября 2004 г действие Соглашения было распространено на все приграничные районы России и Китая. Изучается вопрос о том, чтобы коммерческие банки обеих стран могли использовать средства в национальных валютах для взаимного межбанковского кредитования

Данный эксперимент с позиции становления российского рубля как международной валюты важен тем, что он на частном уровне используется не только как средство платежа, но и в функции меры стоимости, а возможно, станет также и валютой внешнего кредита

Поэтапность - верный путь продвижения российского рубля на мировой рынок России необходима не виртуальная, а реальная национальная валюта, способная выполнять международные функции, которую признает мировой рынок. Тогда она, возможно, станет одним из элементов обновленной глобальной валютной системы, выстроенной по принципу многополярности современного мира XXI в.

Система страхования вкладов обойдется вкладчикам недешево

Хотя напрямую они ничего не платят, но их сбережения будут приносить меньше дохода Эксперты прогнозируют, что к концу этого года процентные ставки упадут на 2-3% по всем видам депозитов Ставки по депозитам снижались с начала прошлого года вплоть до августа (в январе -4,8% (в валюте), в августе - 3,3%, минимальная отметка с января 2001 г) После этого они выросли в сентябре на 0,1 пп. и подскочили до 3,9% в октябре, что связано с летним банковским кризисом. В ноябре-декабре ставки в среднем составили 3,8% годовых Скачок инфляции в январе этого года не оставил никаких шансов вкладам в банках - все они независимо от вида валюты и срочности показали отрицательную доходность.

По данным ЦМЭИ "БДО Юникон", доходность годовых рублевых вкладов снизилась на 3,31%, вкладов в долларах - на 7,25%, депозитов в евро - на 5,1% Правда, вкладчики, которые планируют потратить свои сбережения в зоне евро, могут не переживать Процентные ставки, предлагаемые отечественными коммерческими банками по этому виду вкладов, полностью компенсируют рост цен в европейских странах.

Процентная ставка по вкладам определяется способом размещения средств Стандартная ситуация, когда ставка в зависимости от размера вклада отличается не очень сильно например, в Межпромбанке при сумме вклада в 5 тыс. долл. ставка равна 7,25%, при 500 тыс. долл. - 7,75%.

Ставки по вкладам физлиц также напрямую связаны со ставкой рефинансирования Центробанка Снижение учетной ставки неизменно приводит к уменьшению доходности по большинству видов вкладов Пионером по снижению ставок на рынке выступает Сбербанк, коммерческие банки ориентируются на него Введение системы страхования вкладов ускорит тенденцию перетока средств вкладчиков на другие финансовые рынки. Это связано с тем, что банки заинтересованы в оптимизации отчислений в систему страхования вкладов (0,6% в год от остатков на счетах физлиц). А страховые взносы платятся с застрахованных депозитов.



[1] См.: N5, 2004 и N1, 2005.



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru
СПС "ПРОФТЕСТ"

 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.