Финансы СНГ как предмет экономико-правовых исследований
Усиление процессов интеграции в регионе Северной Евразии, сопровождаемое появлением новых правосубъектных образований (ЕЭП, ЕврАзЭС) наложило отпечаток на международные отношения по поводу финансов на территории СНГ. В целях максимизации интеграционного эффекта от государств — членов Содружества потребовались меры по гармонизации и унификации национального финансово-банковского законодательства.
Чтобы задать вектор и принципы гармонизации национальных законодательств стран-участниц, необходимо выработать четкие юридические дефиниции и определения статуса таких объектов и отношений, как:
- а) кредитная организация;
- б) порядок и условия создания кредитной организации;
- в) лицензия на осуществление банковских операций;
- г) ликвидация и реорганизация кредитной организации, включая реорганизацию кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;
- д) финансовая надежность кредитной организации, включая резервы и провизии;
- е) надзор за деятельностью кредитных организаций; ж) организации, которые вправе осуществлять отдельные технологические части банковских операций.
Успех этих работ послужит прелюдией к эффективной кодификации международных договоров (к 2015 г.), составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, в интересах полноформатного функционирования Единого экономического пространства.
К сожалению, перечисленные процессы протекают в условиях низкой научно-исследовательской активности правоведов. Достаточно сказать, что на сегодняшний день насчитается от силы трое крупных российских специалистов, изучающих юридические проблемы гармонизации национальных законодательств в ЕврАзЭС (Иванова Е.С., Пономаренко В.Е., Стоякин С.Г.); в то же время число ведущих российских экспертов, изучающих экономические вопросы работы банков и финансовых рынков на постсоветском пространстве, как минимум в три раза выше. За пределами темы гармонизации исследований вообще не ведется, так что феномен финансов СНГ никем из российских правоведов ни разу не рассматривался.
Есть ли насущная необходимость в том, чтобы выяснить, что же конкретно скрывается за понятием "финансы СНГ"? По всей вероятности, такая необходимость объективно присутствует. Приложение V к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства (Москва, 09.12.2010) предполагает, что стороны-участники осуществляют гармонизацию национальных законодательств "на базе международных принципов и стандартов, либо наилучшей международной практики, и не ниже наилучших стандартов и практики, уже применяющихся в государствах Сторон" (ст. 4).
Данная формулировка явно проистекает из пруденциальных принципов, на которые опирались члены Евросоюза, создавая нормы регулирования кредитно-денежных отношений на едином европейском рынке: то хорошее, что наработано внутри государства, имеет привилегии перед тем, что наработано снаружи, если в большей степени отвечает требованиям безопасности. Примечательно в данной формулировке то, что критерии безопасности, как таковые, нигде и никем не определяются. Нет возможности понять, какой комплекс мер обеспечивает безопасность в сложившихся условиях, а какой нет: ведь сами по себе условия остались никак не охарактеризованы и не изучены.
К грамотной юридической характеристике условий банковской и иной финансовой деятельности реально прийти лишь через дефиницию и статус международных финансов, в нашем случае — финансов СНГ, ибо они и есть важнейший компонент такой среды.
Юридическая неизученность международной финансовой сферы отчасти проистекает из нормативных традиций, заложенных Организацией Объединенных Наций. После Заявления Советского правительства от 4 октября 1976 г. «О перестройке международных экономических отношений», юристы ООН приняли сторону отечественных специалистов и закрепили на VI-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН право государств на самостоятельную перестройку валютно-финансовой системы. Безусловно, это было одним из наиболее выдающихся достижений человечества по части безопасности национальных финансовых систем. Однако столь узкий подход несколько отвлек юристов от изучения региональных наднациональных финансов, и в итоге сегодня правоведение оказалось неготовым охарактеризовать финансовую систему североевразийского региона.
Таким образом, мы приходим к необходимости сформировать фундаментальные юридические основы законодательства о финансах СНГ. До сих пор правоведческие исследования затрагивали лишь интеграционный момент; теперь же необходимо определить содержание самого феномена, начертить его границы. Естественно, в подобной ситуации показано расширять сотрудничество с вузами, причем как с преподавательским составом (исследователями), так и молодыми специалистами (студенчеством), чтобы последние имели возможность наблюдать явление финансов СНГ непосредственно в процессе его анализа. Можно утверждать, что вовлечение молодых специалистов — будущих финансистов и правоведов — в подобную работу должно протекать во всех доступных формах, в т.ч. в виде участия в межбанковских мероприятиях (форумах, научно-практических конференциях, интернет-чемпионатах и проч.).
Результаты совместных исследований по финансам СНГ послужат инструментом конфигурации будущего правовой среды, а значит, и продуктивной гармонизации и унификации национальных банковских законодательств в зоне объединения.
М.Родионов