Управление знаниями персонала - современная стратегия БАНКА пространства ЕАЭС
Дерендяев А.В. Директор Агентства "ВЭП"
Рост и развитие банка зависит от вложений в новые технологии продаж, новые продвинутые услуги, новые рекламные акции и т.д. Но, как ни удивительно, за яркими вывесками и громкими названиями порой забывается мудрость: никакие новшества не отменяют проверенных принципов управления. Один из таких принципов – непрерывно следить за качеством трудового ресурса. Вложения в качество персонала еще никого и никогда не подводили. И напротив, множество примеров, когда отсутствие нужных специалистов в критический момент печально решало участь банка.
Не всегда есть свободные финансы на внедрение новых технологий. Непросто найти по тендеру сильное рекламное агентство. Но каждому банку доступен путь развития через управление знаниями персонала.
Чему учить? - Нет вопроса главнее!
"Иди туда, не зная куда" - известная технология, позволяющая погубить специалиста и развалить организацию. Поэтому вопрос вопросов: каких знаний требовать от персонала? От ответа зависит курс кадровой политики, зависит выбор направления, в котором будут развиваться и совершенствоваться работники.
Ответа на вопрос "чему учить" не получить в Интернете, и ни один университет сегодня, увы, подсказки тоже не подбросит. Выбор знаний является ответственным решением, над которым ОБЯЗАНЫ думать лучшие специалисты банка. Агентство "ВЭП" это понимает. И работает сегодня именно над выбором нужных и лучших знаний в области банковского дела - перерабатывает их в электронные курсы и тесты, разрабатывает комментарии и справочники и включает в базу КСО "ББТ", получая полнофункциональный комплект ТЕХНОЛОГИЯ + КОНТЕНТ.
Пример. Возьмем блок "ПОД/ФТ - Банки" в составе Корпоративной системы обучения "Большие Банковские Тесты" (КСО "ББТ). Это не просто тесты, необходимые для формального закрытия нормативных требований; это образовательный комплекс, где есть материалы для новичка, материалы по международному опыту, словари и справочники, интересные документы - словом, есть все то, что важно, причем важно не потому, что так требует Банк России, а потому, что раскрывает знания ПОЛНОЦЕННО.
Полноценно - значит "полно + ценно"
Полноценный образовательный ресурс - не свалка документов, но отборные материалы:
(а) курсы, ускоряющие усвоение всего нужного,
(б) тесты, в руках целеустремленной администрации гарантирующие усвоение персоналом всего нужного,
(в) источники знаний, положенные в основу курсов и тестов, доступные пользователю, и представляющие собой соответствующие знания в их необходимом объеме (стандарт).
В таком формате выполняются и обновляются все блоки КСО "ББТ": "Организация банковской деятельности", "Кредитование", "Кассовые операции" и другие. Среди последних наших разработок блоки: "Банки + Малый бизнес", "Платежные системы и денежные переводы", "Банковские риски + Базель III".
В чём основа управления знаниями персонала?
Овладение новыми знаниями должно быть процессом непрерывным и обязательным для всех и каждого. Обратите внимание, Вы же не можете, к примеру, заставить овладевать новыми знаниями своих соседей по дому. Но заставить учится свой персонал - легко решаемая задача. Это и есть основа реального управления знаниями персонала в банке: простым требованием, которое персонал не может игнорировать, побуждать его (мягко говоря) к освоению и усвоению больших знаний.
Пример. Каким образом банк постоянно добивается от персонала знания изменений нормативных документов? Разве уговорами или повышением зарплаты? - Простым требованием, которое персонал не может игнорировать. Так разве не может руководство банка аналогичным путём требовать от персонала больших знаний?
Новые идеи и технологии не отменяют упорный труд
Наше предложение банкам ЕАЭС - Неустанно определять нужные знания и требовать этих знаний от персонала! Но это не наша, и это - не новая идея. Этот старинный постулат и есть главная ценность - хватаясь за все новое, будь то технологии, услуги или продукты, ни на минуту не оставляйте без внимания то, что старо как мир - квалификацию своего персонала: она в Ваших руках. Управление знаниями персонала не требует больших ресурсов, зато именно квалификация персонала и есть основа устойчивости банка и движения вперед в конкурентной среде в любое время и в любой перспективе.
ЕАЭС - это новый экономический Союз. Наш с вами Союз. И наш Союз должен быть вполне конкурентоспособным в современном глобальном финансовом мире. Сделать конкурентоспособным наш новый Союз без старых и проверенных методов - нельзя.