BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Набиуллина предложила запретить маркетплейсам продавать у себя продукты дочерних банков

   Председатель Банка России Эльвира Набиуллина предложила главе Минэкономразвития Максиму Решетникову запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты и подключить в качестве дополнительного контролера этого процесса Федеральную антимонопольную службу, пишет "Коммерсантъ".
   Газета ссылается на ее письмо в Минэкономразвития с предложениями о регулировании платформенной экономики.
   Глава ЦБ также настаивает на запрете на продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков, которые "имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка".
   В министерстве изданию сообщили, что письмо ЦБ прорабатывается. Там подчеркнули, что в действующей редакции 289-ФЗ "О платформенной экономике" уже есть возможность на уровне правительства устанавливать необходимые требования к цене товара на платформах. В Минэкономразвития считают, что внедрение тех или иных ограничений применительно к скидкам нужно рассматривать комплексно, а эффекты - прогнозировать, учитывая и оценивая последствия для продавцов и покупателей, а также их конечное влияние на всю платформенную экономику в целом. В ЦБ и ФАС не ответили на вопросы издания.
   В последние месяцы крупнейшие банки неоднократно выступали за запрет скидок, которые предоставляются маркетплейсами при оплате картами их дочерних банков, считая это проявлением недобросовестной конкуренции.
   Набиуллина, выступая на прошлой неделе на форуме "Фокус на клиента", предложила конкретизировать правила недискриминационного доступа на маркетплейсы, начав с запрета устанавливать разные цены в зависимости от средства платежа.
   "Но вот в чем, наверное, у меня позиция даже как-то более однозначно определилась: я считаю, что нельзя использовать разную цену, цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Почему? Потому что цена продукта или услуги - это то, что определяет по многому выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью каких-то способов оплаты, здесь очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений и так далее", - сказала она.
   Через несколько дней стало известно, что руководство Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфа-банка и Совкомбанка направило целому ряду адресатов, включая спикера Госдумы Вячеслава Володина и премьер-министра Михаила Мишустина письмо с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков.
   Представители крупнейших торговых площадок - Ozon и Wildberries - прокомментировали это письмо. По мнению гендиректора Wildberries-Russ Татьяны Ким, это возможная попытка "наказать" маркетплейсы за то, что банкам не всегда успешно удается развитие собственных экосистем и маркетплейсов. При этом маркетплейсы используют инструменты лояльности, распространенные и в других отраслях.
   По мнению Ozon, требования пяти банков направлены только на ограничение популярных цифровых платформ, что ухудшит условия для граждан и снизит доступность товаров. "При этом сами банки постоянно продвигают свои кэшбеки, не предоставляя их, например, при оплате через СБП", - отмечает Ozon.

Реакция на письмо ЦБ

   Как заявили "Интерфаксу" в пресс-службе объединенной компании Wildberries&Russ, предлагаемые ЦБ меры носят избыточный характер. В компании отметили, что скидки маркетплейсов ничем не отличаются от других программ лояльности, широко распространенных в ритейле и банковской сфере.
   "Так называемый запрет на установление различных цен затрагивает исключительно скидки на средство платежа, которые не связаны с доходом продавца и не финансируются за его счет. При этом площадка не вводит дополнительных комиссий, наценок или барьеров для других платёжных инструментов, которые могли бы расцениваться как недобросовестная практика", - заявили в компании.
   "Инициатива о дополнительном надзоре со стороны ФАС и вовсе выглядит непонятной, так как антимонопольная служба и так наделена всеми методами контроля за действиями крупных цифровых платформ, в том числе "Озон" и "ВБ". Так как она будет применяться ко всем платформам, включенным в соответствующих реестр, могут пострадать малые и средние участники, над которыми надзор ФАС не осуществляется", - считают в Wildberries&Russ.
   "На текущий момент закон не содержит введенного ЦБ понятия "крупнейшие" платформы. При этом очевидно, что мера направлена на двух участников, но не затрагивает, например, самого крупного в России и мире непризнанного доминирующего эквайера - Сбер. Данный аспект остается без внимания со стороны Банка России", - отметили в пресс-службе Wildberries-Russ.
   "Запрет на дистрибьюцию финансовых продуктов от банков, связанных с платформами, фактически равнозначен запрету на деятельность таких банков. Ведь стратегическая цель этих банков - удовлетворение запросов покупателей в удобных средствах платежа и продавцов в финансировании и кредитах, которые зачастую игнорируются крупными банками. Данное предложение создаёт существенный арбитраж в пользу крупных банков, поскольку им не запрещаются аналогичные практики в рамках собственных экосистем, а также не ограничиваются скидки при совместной продаже и предоставлении дополнительных услуг от партнеров", - заявили в Wildberries&Russ.
   Предлагаемый "запрет на продажу через цифровые платформы продуктов банков, связанных с операторами этих площадок" означает, что маркетплейсы должны будут вывести свои банки за пределы приложения и сайта, а также не рекламировать на сайте вклады, кредиты, карты, отметили в компании.
   "При этом предложения не содержат для банков симметричного запрета на продажу собственных финансовых продуктов в своих экосистемах. Более того, крупные банки открыто дискриминируют другие кредитные организации, предлагая именно своим клиентам льготы и более низкие цены внутри своих экосистем. Мы считаем, что регулирование должно быть справедливым и распространяться на всех игроков, а не избирательно затрагивать отдельные компании, ставшие объектом атаки конкурентов. Мы рассчитываем, что после получения дополнительной информации и проведения дискуссий регулятор пересмотрит свои предложения и придёт к более сбалансированному подходу", - заявили в компании.
   В Ozon заявили, что не знакомы с оригинальным текстом письма, но компания обсуждала с регулятором вопрос равного доступа всех банковских организаций к программе лояльности маркетплейса.
   "В рамках риторики о равном доступе странным выглядит предложение запретить банкам, входящим в одну структуру с маркетплейсами продажи их продуктов через маркетплейсы. Если следовать озвученной логике, при покупке путешествия в Т-Трэвел вы получите кэшбек Т-Банка, а если оплатите тур Озон Трэвел картой Озон банка - бонуса не получите. Если распространять эту идею на всех игроков финансового рынка, то и баллы СберСпасибо видимо не должны начисляться и списываться при оплате сервисов Сбера или товаров МегаМаркета", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе маркетплейса.

Источник: Интерфакс https://www.interfax.ru/russia/1059528



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru
СПС "ПРОФТЕСТ"

 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.