Профессиональное ориентирование по Маяковскому
Всемирно известный рупор революции Владимир Маяковский, оказывается, имел весьма непосредственное отношение к системе профессионального ориентирования в первые годы Советской власти, когда страна возрождала разорённое сельское хозяйство, создавала индустриальную экономику, закладывалаосновы нового технологического уклада промышленности, развиваланауку. В стране с поголовной безграмотностью решалась беспрецедентная задача - создание социалистической системы профессионального образования, способной обеспечить народное хозяйство Советского Союза квалифицированными профессионалами.
Его незабвенное стихотворение, написанное в 1928 году,"Кем быть?"начинается словами: "У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?..".Дальше все (кто учился в советской школе) помнят краткие, но весьма ёмкие описания различных профессий: столяров и плотников, токарей и строителей, инженеров и докторов, заводских разнорабочих и слесарей сборщиков, даже кондукторов ("?Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно."), шоферов, лётчиков и моряков. На каждой страничке писатель выдает главному герою "спецодежду", и рассказывает о принципе работы и тонкостях той или иной профессии, давая маленьким читателям почувствовать себя в различных профессиях и познать их суть. На языке специалистов в сфере рынка трудаэто вполне похоже на профессиограммы.
Кстати сказать, по моим детским воспоминаниям, эти стихи нам читали ещё в дошкольном учреждении, но нам уже тогда ставили тот возрастной барьер, за которым начинается взрослая жизнь - 17 лет, то есть после окончания школы. Видимо поэт справедливо полагал, что ребенок с малых лет должен начинать задумываться о том, кем он станет в будущем, и какого уровня жизни он хотел бы достичь. Это и называется раннее профессиональное ориентирование, при чём с конкретной реперной точкой, то есть датой.
Мастерский слог Маяковского при знакомстве с рабочими профессиями ("?Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат."). Наиболее яркие примеры удачно переданного ритма и звуков рабочего шума в цехе для сборки деталей, где главным человеком является простой рабочий, делающий разную работу. Попробуйте описать профессию разнорабочего сегодня так, что бы завтра на проходной или у отдела кадров стояла очередь на приём?Маяковский даже пошёл дальше и поставил профессию заводского рабочего боле привлекательнее, чем столяр, инженер и доктор. Инженером лучше, чем столяром; доктором лучше, чем инженером, а рабочим лучше, чем доктором. Перечитайте стихи и вы не найдёте ни строчки о пахаре или сеятеле. Там вообще всё о профессиях городских, занятых в строительстве, промышленности, транспорте, медицине. Врачей так же не хватало для городов, куда предполагалось переселить сельский электорат, превратив его в авангард мировой революции- пролетариат. Надо знать, что в стране, где стояла стратегическая задача технологического рывка, ещё за десять лет до этого в сельском хозяйстве было занято 85 % населения. Для индустриальной революции соотношение должно было быть, как минимум 70% к 30% в пользу городского рабочего класса. Представляете, какая стояла колоссальная задача?!
С индустриальным ростом городов получил развитие общественный транспорт, требующий так же своих работников. Вот почему Маяковский дальше среди профессий называет профессию именно общественного транспорта - кондуктора трамвая, а потом, когда "?окончилась рельса, и слезли у леса мы, садись и грейся", возникает представитель альтернативного общественного транспорта- шофёр автобуса, который всем так и говорит: "Только скажите, вам куда надо - без рельсы жителей доставлю на дом".Если быМаяковский прожил на год-два больше, то почему то кажется, что в его стихах могла появится профессия машиниста метрополитена, которая появилась уже в 1932 году и первыми представителями этой профессии стали именно водители трамваев и городских автобусов.
Идём дальше и вспомним историю двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия, и тогда нам станут понятны призывы автора к таким профессиям, как лётчик и матрос.
"?Облетаю тучку, тучку-летучку. Белой чайкой паря, полетел за моря. Без разговору облетаю гору. "Вези, мотор, чтоб нас довез до звезд и до луны, хотя луна и масса звёзд совсем отдалены".Страна строила не только индустриальное общество, промышленность была нужна для развития боевой мощи страны, где авиация становилась решающей военной силой и требовала профессиональных военных авиаторов, которые уже в тридцатых перелетят несколько раз Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны, дав тем самым мощный импульс развитию отечественной авиации, создавбазовую платформу для освоения космоса.
"?Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная, открою полюс Южный, и Северный - наверное".Разве не было уже через пять лет после выхода стихов подвига Челюскинцев, а через десять эпохального дрейфа на льдине станции "Северный полюс" Ивана Папанина, который впервые закрепил за Советским Союзом претензию на Северный морской путь, находящийся сегодня в исключительной территориальной зоне Российской Федерации?
Страна действительно готовилась, как сейчас стало модно говорить, к технологическому прорыву и нужно заметить, Маяковский сыграл в ориентировании молодёжи в нужное профессиональное русло весьма важную роль. При чём, наследие его ещё долго работало не только в период индустриализации, но и в первые послевоенные годы восстановления народного хозяйства, "хрущёвского" строительства коммунизма, освоении Сибири и Дальнего Востока, строительстве БАМа и так далее.
И хотя стихотворение заканчивается словами: "Книгу переворошив, намотай себе на ус -все работы хороши, выбирай на вкус!", список предложенных профессий был ориентирован на правильный выбор, актуальный тогда в СССР. В своих произведениях Владимир Маяковский всегда затрагивал важные для людей темы, и стихотворение "Кем быть?", как профессионально ориентированная пропаганда нужных для страны профессий, не стало исключением.
Вот так, искусством слова, завёрнутого в весёлую рифму, был создан шедевр раннего профессионального ориентирования подрастающего поколения будущих строителей советского индустриального общества.
А казалось бы - детские стишки.
А теперь пусть дорогой читатель оглядится вокруг и постарается себе представить, о чём были бы стихи, будь среди нас великий рупор Революции. Кому то покажется, что писать Маяковский будет о менеджерах, марчендайзерах, промоутерах, сисадминах, вэб-дизайнерах, интернет- коучерах, копирайтерах?А быть может, он снова включил бы своё мастерское предвидение и мы узнали бы о том, что каким бы фантастичным ни был мир за окном, мы всегда будем нуждаться в крыше над головой, наш желудок будет требовать еды, а без врачей мы не сможем правильно болеть и не научимся выздоравливать. Сколько бы ни было роботов, машин и механизмов, как бы круто не кувыркнула наши реалии супер технологическая революция, без человеческого мозга искусственный интеллект мёртв уже только потому, что он всего лишь копия человеческого капитала, переданного посредством математического программного языка?
И почему то думается, что сидя перед монитором своего ноутбука в джинсах, косухе и красной бандане уже современный "Вован Маяк" написал бы следующие стихи:
" Мы - программисты, народ плечистый
Сидим за компом и хрумкаем чипсы,
Интеллектуальный куем мы разум,
Вирусов армию убиваем разом.
Нам не страшны зависания компа,
Нам наплевать на ядрёную бомбу.
Мы пролетарий цифровой эпохи-
Бросьте все ахи, оставьте все вздохи.
Брейнштормом бекапить мы будем свой браузер,
Нам не сгодится дедовский "Маузер".
Наполним биткойном утробу блокчейна,
Вчера деньги ваши, сегодня - ничейные.
Мы девелоуперы и инсталляторы,
А не дешёвые кулцхакеры.
Загуглим весь мир и намайним вам доменов
Вы нас ещё добрым словом вспомните.
И я обращаюсь с лайфхаком к школьникам-
Околоайтишникам и беззаботникам.
Икрою покрытый слой масла на хлебе
Не приплывёт к вам ни справа, ни слева.
Хочешь жить сладко? Скажу в глаз и в бровь.
Стать программистом будь в жизни готов!"
Невладимир Немаяковский (первая половина двадцать первого века)
Булат Арсал