Что нужно успешному руководителю. Часть вторая.
Начиная статью, я решил сразу найти описание хоть какой-нибудь должности, связанной с управленческими компетенциями в банках. Существуют два источника: Единый квалификационный справочник (ЕКС РФ) и Реестр профессиональных стандартов Национальной системы квалификаций. И какого же было моё удивление, когда в ЕКС я не нашёл не только описания управленческих должностей в банковской сфере, но и специалистов линейного звена. Нет там ни директоров или управляющих банков, хотя подробно описаны компетенции директора студенческого дворца культуры и управляющего фермой и сельскохозяйственным участком. Не нашёл я в ЕКС и банковского менеджера, но, при этом, есть менеджер культурно-досуговых организаций клубного типа, парков культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организаций. Ничего не сказано про управленческие должности и в Реестре профессиональных стандартов в банковской сфере, где всё ограничено "специалистами".
Это наверное хорошо, когда государство проявило такую отеческую заботу к отрасли культурного досуга сельской интеллигенции в студенческих клубах и городских парках отдыха, но удивляет отношение самого профессионального сообщества банкиров и работников финансового рынка к этому вопросу. Мы имеем ответственные должности, на которые назначаем специалистов, доверяем им финансы вкладчиков и держателей счетов, поручаем проводить какую-то корпоративную политику банка на финансовом рынке, привлекать депозиты, раздавать кредиты, страховаться от мошеннических схем и предупреждать легализацию денежных средств криминального происхождения, но мы даже в туманной видимости не наблюдаем хоть каких то очертаний необходимых компетенций, которыми должны обладать банковские управляющие разных уровней. А ведь мы говорим не о должности, а именно о профессии. Ведь если есть директор по управлению персоналом, то совершенно не понятно, почему нет профессии - управляющий банком. По должностной инструкции, которая в разных банках разная, учить нельзя. Нужен единый стандарт профессии, который, как и в других отраслях, должен стать техническим заданием на разработку учебных программ подготовки банковских управляющих.
Мне могут возразить, что есть общие управленческие компетенции и нет необходимости городить ещё один частокол, и тут я не соглашусь уже только потому, что банковская сфера в капиталистической экономике играет наиважнейшую регуляторную роль, как кровеносная система организма, часто подвергаемого различного рода рискам кризисного характера. Любой сбой в этой системе может привести даже к краху целого государства с последующей потерей суверенитета.
Исландия. В октябре 2008 года за одну неделю в маленькой стране рухнули три крупнейших банка - Glitnir, Landsbanki и Kaupthing. Исландия стала первой за 30 лет развитой страной, которая обратилась за помощью к Международному валютному фонду. Этому предшествовал бурный рост банковской системы с 2003 года. Крупнейшие исландские банки привлекали долговое финансирование в Евросоюзе, агрессивно наращивали кредитование, в том числе инсайдерское. Но после банкротства Lehman Brothers началась паника вкладчиков, пошел массированный отток капитала и банковская система Исландии посыпалась как карточный домик.
Аргентина. В ходе кризиса 2001-2002 годов Аргентина объявила дефолт, песо обесценился с 1,40 до 4 за доллар. В банках установили ограничения на снятие депозитов, но это лишь усилило панику. Равно как и принудительный перевод депозитов в песо. На фоне кризиса страна погрузилась в хаос и беспорядки, частыми стали нападения на банки и супермаркеты. В 2002-2007 годах в стране закрылись 23 банка, рынок покинули четыре международных игрока. А предшествовало этому активное кредитование в иностранной валюте заемщиков, не имеющих соответствующих доходов.
Испания. В 2008 году на Пиренеях лопнул "пузырь" на перегретом рынке недвижимости. Вместе с ростом безработицы это повлекло за собой всплеск невозвратов по ипотечным кредитам и кредитам, выданным застройщикам и девелоперам. В первую очередь кризис зацепил региональные сберегательные банки, в портфелях которых оказалось слишком много проблемных кредитов. К 2012 году финансовое положение банков Испании ухудшилось настолько, что страна вынуждена была обратиться за помощью Европейского стабилизационного механизма.
Примеров достаточно.
Западные учёные и практики, опираясь на опыт и историю банков двух последних столетий, выявили четыре сценария управления банками в зависимости от складывающейся ситуации на рынке или в политической жизни страны: стихийный, регулярный, антикризисный, инновационный. По каждому описаны алгоритмы действий руководителей финансовых учреждений и необходимый набор компетенций для профессионального исполнения поставленных задач. Этому учат и переучивают, повышают квалификацию специалистов и проводят постоянную оценку соответствия профессиональным требованиям. А в России нет даже намёка на мало-мальски набор необходимых знаний, умений и навыков управляющего банком, филиалом, микро-финансовой организацией, отделом или сектором. И это беда, которая, как мина замедленного действия, тихо тикает под подушкой управляющего Центрального Банка РФ. Знаменитое "кадры решают всё" может однажды прозвучать, как "ничего эти кадры решить не могут".
Конечно, советы для самосовершенствования, данные мной в первой части статьи, если ими правильно воспользоваться, дадут положительный результат. Но это советы, хоть и профессионала в управлении, но дилетанта в банковской отрасли. И здесь мне представляется, что необходим более системный подход с привлечением широчайшего круга профессионалов сферы банковского менеджмента и разработкой актуального профессионального стандарта "управляющего банком", с последующей разработкой и аккредитацией целого спектра программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций банковских управленцев. И конечно же, нужна независимая система оценки и сертификации профессионалов в профессиональном сообществе. Так работает весь цивилизованный мир, имеющий куда более длинную историю банковского дела, чем Россия. В конце -концов, это вызов времени, который почему-то не все слышат.
Я не гуру в банковском менеджменте и вряд ли могу претендовать на истину в последней инстанции, но я постарался честно изложить своё видение проблемы, взгляд на четырнадцать камней сада Рёандзи со своей точки наблюдения.
P.S. Хочется надеяться, что статья вызвала интерес и автору будет весьма приятно получить комментарии по ней, а так -же будет интересно и полезно узнать о других проблемах подготовки кадров, волнующих не только студентов и молодых специалистов, но и профессионалов, имеющих большой опыт в сфере банков и финансового рынка.
Булат Арсал