Погоня за убегающими компетенциями.
Про убегающие компетенции?
Вспомнился эпизод из "Ералаша", когда мальчик начинает собираться на улицу зимой, но выйдя из подъезда, обнаруживает, что там уже лето.
Так и наши студенты, пусть даже учившиеся на "отлично" в рамках государственных учебных программ, выходя на рынок труда, вдруг понимают, что их знания уже не ко двору. Всем понятно, что профессия появилась в обществе гораздо раньше, чем её начали изучать. Время меняло орудия труда, технологии, мир. Зарождались новые компетенции, провоцировавшие новые профессии, которым так же начинали обучать, но всегда только после их появления. И главная беда в том, что программы обучения, как правило, разрабатываются не в один день, а в недавнем времени, по результатам исследований Всемирного банка, в постсоветском образовательном пространстве новым профессиям в ВУЗе начинали учить аж через?96 месяцев (!). Сейчас мы существенно сократили этот цикл до одного года, но даже, если бы программы расписывались за один месяц, то и здесь образование будет на шаг позади. При современном технологическом укладе, когда растущий информационный поток увеличивает накопленные знания кратно за несколько суток, пытаться успеть загрузить в голову студента максимальную массу новых знаний, даже самыми ультрасовременными учебными программами, нереально и глупо. Дай то Бог, успеть помочь хорошо освоить ему базовые знания будущей профессии, при этом честно предупредив с самого начала, что к профессиональному экзамену придётся готовиться самостоятельно. Нужна мотивация.
Про экзамен в профессию?
Первая мотивация возникает тогда, когда этот самый профессиональный экзамен, который выпускник будет сдавать совершенно незнакомым экспертам-профессионалам, неизбежен, как восход Солнца и Новый Год. Вторая мотивация приходит с пониманием того, что уровень подтверждённой квалификации может придать неплохую скорость при забеге по карьерной лестнице и за аппетитной заработной платой. Бывает и наоборот.
В российской системе образования постепенно входит в практику совмещение итоговой аттестации и профессионального экзамена, но сама практика "совмещения" была инициирована преподавательским сообществом. Причина проста - не комильфо показывать профессиональному сообществу некомпетентность преподавателей, выпускающих бездарей. Вот и опекают своих недорослей сердобольные кураторы, заведующие кафедр и деканы факультетов, нервно снуя среди профессиональных экзаменаторов, старясь нивелировать посредственные знания выпускников. Понять их можно, ведь контрольные цифры приёма, зависящие и от процента успешного выпуска, никто в Рособрнадзоре не отменял?
Но есть много и удачных примеров, где будущий работодатель кровно заинтересован в качестве и здесь профанация не пройдёт, так как с профессиональными экспертами молодой специалист встречается уже после итоговой аттестации и преподаватели, оставшиеся в учебных кабинетах, не слышат того трёхэтажного мата, беспощадно разрушающего в неокрепших молодых умах остатки светлого образа людей, источавших последние годы якобы кладезь научных и профессиональных знаний. Полагаю, что Национальная система квалификаций должна довести практику и качество профессионального экзамена именно до такого дисциплинарного уровня.
В банковской системе России, положа руку на сердце, всеобщая отраслевая сертификация по стране не пошла, как это случилось в металлургии и машиностроении или в оценочном и риэлтерском деле. В основном мы имеем примеры внутрикорпоративных систем управления квалификациями в самых крупных банках страны, профессиональные сертификаты которых чаще имеют такое же внутрикорпоративное признание и на качество общедоступного формального государственного отраслевого образования не влияют в принципе. Однако, на рынке то и дело появляются разнокалиберные продукты и услуги по независимой оценке персонала и сертификации, пользующиеся весьма хорошим спросом в департаментах по управлению персоналом в различных банках, даже не в самых крупных или известных. Это подтверждает тезис о том, что так или иначе молодой специалист будет вынужден доказывать, что он не лось и готов к исполнению своих профессиональных обязанностей. Весьма важно стимулировать развитие таких услуг, о чём мы остановимся более подробно в одной из будущих публикаций.
Про координаты самообразования?
Студент, понимающий, что знание - сила, а незнание - очередь за пособием, рано или поздно начинает искать источники, способные помочь ему самостоятельно освоить недостающие компетенции. Что, где, как искать? На эти вопросы должен знать ответ, в первую очередь, преподаватель. Самообразование студента нельзя принимать, как выгон отары на вольный прокорм куда попало, хотя и в этом примере чабаны выбирают лучшее пастбище на альпийских лугах. Так и в профессиональном образовании от преподавателя, как наставника, зависит качество самостоятельной работы студента и он должен быть всегда в курсе отраслевых тенденций, провоцирующих зарождение новых компетенций в профессии.
К примеру, в 2020-2021 годах в российской банковской системе наметился общий устойчивый тренд развития, вызванный технологической гонкой, схожей с гонкой вооружений. Основные тенденции заключаются: в развитии технологий сбора и распознавания биометрии, умные приложения, индивидуальные тарифы для каждого пользователя и открытые API для интеграции со сторонними приложениями, переосмыслении роли офисов и расширение функционала онлайн-сервисов, и так далее.
Согласитесь, в рамках государственных программ системы формального образования такие знания быстро и качественно получить проблематично, если вообще возможно. Но ведь это даже не будущее, а настоящее финансово-кредитной системы и реализуется уже сегодня. Быть некомпетентным в таких новациях просто непростительно и чревато не востребованностью. Выход один - самостоятельный и неистовый поиск источников, остервенелое поглощение знаний, погружение в новые компетенции, настойчивое подтверждение своей квалификации в разных профессиональных навыках. В помощь здесь есть очень широкая сеть on-line образовательных платформ, как Национальная платформа "Открытое Образование", Coursera, Нетология, Skillbox, Udemy и другие, где объединен огромный потенциал курсов, лекций, business-кейсов с последующей оценкой и сертификацией приобретенных компетенций. Немало предложений на отечественном рынка и в сфере частного делового образования, что иногда оказывается не менее эффективно, доступно и оправдано.
Тут надо помнить главное - как бы не был плох или хорош прошедший день, но он никогда не повторится и знания, которые вам пригодятся завтра, вы могли приобрести сегодня. Возьмите их сами, они перед вами?
Булат Арсал