BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Погоня за убегающими компетенциями.

Про убегающие компетенции?

Вспомнился эпизод из "Ералаша", когда мальчик начинает собираться на улицу зимой, но выйдя из подъезда, обнаруживает, что там уже лето.

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:26:11.jpg

Так и наши студенты, пусть даже учившиеся на "отлично" в рамках государственных учебных программ, выходя на рынок труда, вдруг понимают, что их знания уже не ко двору. Всем понятно, что профессия появилась в обществе гораздо раньше, чем её начали изучать. Время меняло орудия труда, технологии, мир. Зарождались новые компетенции, провоцировавшие новые профессии, которым так же начинали обучать, но всегда только после их появления. И главная беда в том, что программы обучения, как правило, разрабатываются не в один день, а в недавнем времени, по результатам исследований Всемирного банка, в постсоветском образовательном пространстве новым профессиям в ВУЗе начинали учить аж через?96 месяцев (!). Сейчас мы существенно сократили этот цикл до одного года, но даже, если бы программы расписывались за один месяц, то и здесь образование будет на шаг позади. При современном технологическом укладе, когда растущий информационный поток увеличивает накопленные знания кратно за несколько суток, пытаться успеть загрузить в голову студента максимальную массу новых знаний, даже самыми ультрасовременными учебными программами, нереально и глупо. Дай то Бог, успеть помочь хорошо освоить ему базовые знания будущей профессии, при этом честно предупредив с самого начала, что к профессиональному экзамену придётся готовиться самостоятельно. Нужна мотивация.

Про экзамен в профессию?

Первая мотивация возникает тогда, когда этот самый профессиональный экзамен, который выпускник будет сдавать совершенно незнакомым экспертам-профессионалам, неизбежен, как восход Солнца и Новый Год. Вторая мотивация приходит с пониманием того, что уровень подтверждённой квалификации может придать неплохую скорость при забеге по карьерной лестнице и за аппетитной заработной платой. Бывает и наоборот.

В российской системе образования постепенно входит в практику совмещение итоговой аттестации и профессионального экзамена, но сама практика "совмещения" была инициирована преподавательским сообществом. Причина проста - не комильфо показывать профессиональному сообществу некомпетентность преподавателей, выпускающих бездарей. Вот и опекают своих недорослей сердобольные кураторы, заведующие кафедр и деканы факультетов, нервно снуя среди профессиональных экзаменаторов, старясь нивелировать посредственные знания выпускников. Понять их можно, ведь контрольные цифры приёма, зависящие и от процента успешного выпуска, никто в Рособрнадзоре не отменял?

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:26:27.jpg

Но есть много и удачных примеров, где будущий работодатель кровно заинтересован в качестве и здесь профанация не пройдёт, так как с профессиональными экспертами молодой специалист встречается уже после итоговой аттестации и преподаватели, оставшиеся в учебных кабинетах, не слышат того трёхэтажного мата, беспощадно разрушающего в неокрепших молодых умах остатки светлого образа людей, источавших последние годы якобы кладезь научных и профессиональных знаний. Полагаю, что Национальная система квалификаций должна довести практику и качество профессионального экзамена именно до такого дисциплинарного уровня.

В банковской системе России, положа руку на сердце, всеобщая отраслевая сертификация по стране не пошла, как это случилось в металлургии и   машиностроении или в оценочном и риэлтерском деле. В основном мы имеем примеры внутрикорпоративных систем управления квалификациями в самых крупных банках страны, профессиональные сертификаты которых чаще имеют такое же внутрикорпоративное признание и на качество общедоступного формального государственного отраслевого образования не влияют в принципе. Однако, на рынке то и дело появляются разнокалиберные продукты и услуги по независимой оценке персонала и сертификации, пользующиеся весьма хорошим спросом в департаментах по управлению персоналом в различных банках, даже не в самых крупных или известных. Это подтверждает тезис о том, что так или иначе молодой специалист будет вынужден доказывать, что он не лось и готов к исполнению своих профессиональных обязанностей. Весьма важно стимулировать развитие таких услуг, о чём мы остановимся более подробно в одной из будущих публикаций.

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:26:45.jpg

Про координаты самообразования?

Студент, понимающий, что знание - сила, а незнание - очередь за пособием, рано или поздно начинает искать источники, способные помочь ему самостоятельно освоить недостающие компетенции. Что, где, как искать? На эти вопросы должен знать ответ, в первую очередь, преподаватель. Самообразование студента нельзя принимать, как выгон отары на вольный прокорм куда попало, хотя и в этом примере чабаны выбирают лучшее пастбище на альпийских лугах. Так и в профессиональном образовании от преподавателя, как наставника, зависит качество самостоятельной работы студента и он должен быть всегда в курсе отраслевых тенденций, провоцирующих зарождение новых компетенций в профессии.

К примеру, в 2020-2021 годах в российской банковской системе наметился общий устойчивый тренд развития, вызванный технологической гонкой, схожей с гонкой вооружений. Основные тенденции заключаются: в развитии технологий сбора и распознавания биометрии, умные приложения, индивидуальные тарифы для каждого пользователя и открытые API для интеграции со сторонними приложениями, переосмыслении роли офисов и расширение функционала онлайн-сервисов, и так далее.

Согласитесь, в рамках государственных программ системы формального образования такие знания быстро и качественно получить проблематично, если вообще возможно.  Но ведь это даже не будущее, а настоящее финансово-кредитной системы и реализуется уже сегодня. Быть некомпетентным в таких новациях просто непростительно и чревато не востребованностью. Выход один - самостоятельный и неистовый поиск источников, остервенелое поглощение знаний, погружение в новые компетенции, настойчивое подтверждение своей квалификации в разных профессиональных навыках. В помощь здесь есть очень широкая сеть on-line образовательных платформ, как Национальная платформа "Открытое Образование", Coursera, Нетология, Skillbox, Udemy и другие, где объединен огромный потенциал курсов, лекций, business-кейсов с последующей оценкой и сертификацией приобретенных компетенций. Немало предложений на отечественном рынка и в сфере частного делового образования, что иногда оказывается не менее эффективно, доступно и оправдано.

Тут надо помнить главное - как бы не был плох или хорош прошедший день, но он никогда не повторится и знания, которые вам пригодятся завтра, вы могли приобрести сегодня. Возьмите их сами, они перед вами?

Булат Арсал



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru

СПС "ПРОФТЕСТ"
 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.