BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Банки обживают цифру: У ипотеки растет доля онлайн-выдачи

   Банкиры и эксперты указывают на рост востребованности цифровой ипотеки у клиентов. Но пока что полностью онлайн-сделки больше нужны банку, которые за счет них снижают затраты, что особенно актуально при межрегиональных сделках. Цифровизация ипотеки на вторичном рынке пока отстает из-за большого числа участников сделки, сложностей с регистрацией объектов и выпуска цифровой подписи.
   В наступающем году востребованность у банков цифровой ипотеки резко возрастет, считают опрошенные "Ъ" банкиры и эксперты. По меньшей мере это обусловлено тремя факторами: ограниченностью ресурсов банков, ростом процентных ставок на ипотечные кредиты в 2022 году и ростом спроса на межрегиональные сделки, перечисляет старший управляющий директор департамента "Стратегия и консалтинг" по работе с банками компании Accenture в России Ирина Одинаева.
   Цифровой ипотекой традиционно считают сделку, которая заключается без единого очного визита в банк. Так, например, документы по ней подписываются электронной подписью, для идентификации или других вопросов к клиенту может подъехать курьер или представитель другой стороны, общение с менеджером банка доступно по видеосвязи. Подобные сделки пока распространены лишь на первичном рынке.
   В уходящем году выдача ипотеки бьет рекорды. По итогам 11 месяцев, согласно оценке ВТБ, ипотечных кредитов выдано более чем на 5 трлн руб. При этом в Райффайзенбанке каждый четвертый заемщик готов провести ипотечную сделку онлайн. Отдельные этапы сделки (онлайн-заявки и электронная регистрация сделок) стали для рынка привычными, говорят в ВТБ. Сейчас их доля составляет свыше 60% и 65% от всех сделок соответственно, но в следующем году банк планирует увеличить этот показатель до 90%.
   "Без цифровизации клиентского пути ресурсов менеджеров банка не хватит на одобрение, выдачу и последующее сопровождение клиентов",- считает госпожа Одинаева. К тому же "цифровизация ипотеки позволит сократить операционные затраты на выдачу одного кредита", добавляет она. "Любой стандартизированный, оцифрованный процесс дает минимум 10-15% экономии, иногда экономия может достигать и 20%",- говорит предправления Абсолют-банка Татьяна Ушкова.
   Цифровая ипотека существенно облегчает и межрегиональные сделки, которых происходит все больше, указывают эксперты. Согласно исследованию Сбербанка, 23% ипотеки по госпрограмме было использовано на покупку жилья в другом регионе. В частности, в восьми регионах почти 100% выдачи ипотеки по госпрограмме их жителям было использовано на переезд в другие регионы. По оценке госпожи Одинаевой, количество запросов россиян на покупку недвижимости за пределами своих регионов в этом году выросло почти в два раза.
   В конечном счете цифровая ипотека для банков - это возможность повысить конкурентоспособность. Обычно заемщики подают заявки сразу в несколько банков и заключают договор с тем, который быстрее одобрит ипотеку на подходящих для клиента условиях, отмечает начальник управления ипотечных продаж ПСБ Татьяна Чернышева. А наличие цифрового формата ипотеки позволит "обслуживать больший поток клиентов при меньших временных затратах и, как следствие, меньших финансовых затратах", отмечает она.
   Вместе с тем на первичном рынке доля "оцифрованной ипотеки" достигает 80%, вторичный же рынок, где ипотечные сделки более сложные и где больше участников, развивается тяжелее, оценивает госпожа Ушкова. Сделки на вторичном рынке предполагают, что у квартиры есть история, у каждой стороны есть риэлтор, у которого, в свою очередь, есть свои требования по проверке квартир. "Оцифровать вторичный рынок - это вызов для банковской системы в 2022 году",- считает Татьяна Ушкова. Ограничивает развитие вторичного рынка то обстоятельство, что нет универсального решения для регистрации объектов недвижимости в Росреестре, а выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи инициируется в разных удостоверяющих центрах, отмечает управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка Андрей Спиваков. В дополнение к этому необходимо законодательно расширить способы удаленной идентификации клиентов, указывают в ВТБ.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/5143449



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru
СПС "ПРОФТЕСТ"

 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.