BBDoc.ru
Просмотр новости
Последние Поступления История банковского дела Международные финансы Партнеры Проекта Раритеты

Международный валютный фонд поставил под вопрос эффективность таргетирования инфляции

Эксперты фонда призвали центробанки отказаться от догматического таргетирования
Режим инфляционного таргетирования, который десятилетиями считался универсальным инструментом стабилизации цен, в период глобального инфляционного шока 2022 года не обеспечил преимуществ. Такие выводы содержатся в докладе Международного валютного фонда "Как справлялись с инфляцией в 2022 году: сравнительный анализ центральных банков, проводящих и не проводящих инфляционное таргетирование", сообщают "Ведомости". На документ обратил внимание директор Центрального экономико-математического института РАН Альберт Бахтизин, который назвал его новой вехой в эволюции монетарной доктрины.

Расчеты МВФ показали, что, несмотря на решительное и раннее повышение процентных ставок, центральные банки с режимом инфляционного таргетирования не добились статистически значимо лучших показателей, чем их коллеги без таргета. Авторы исследования проанализировали данные по 70 странам, в 33 из которых центральные банки придерживались таргетирования, а в 37 - нет. Россия была отнесена к странам с наиболее жесткой политикой ЦБ наравне с Японией, Индонезией, Чехией, Канадой, Израилем, Исландией и рядом других стран.

Во время инфляционного эпизода, вызванного не перегревом спроса, а внешними потрясениями - такими как война, волатильность энергоносителей, сбои в логистике - усилия центральных банков с политикой таргетирования не привели к ощутимым результатам по сравнению с другими регуляторами, указывают эксперты МВФ.

Подсчеты фонда показывают, что как в странах с таргетированием, так и в странах без него инфляция в 2022 году составила в среднем 9%, не выходя за пределы статистической значимости. Авторы делают вывод, что современная инфляция все чаще становится итогом не повышенного спроса, а ухудшения предложения, и в этом случае признанная модель, разработанная под инфляцию спроса, хуже проявляет себя.

Когда рост цен вызван внешними факторами, домохозяйства и компании с меньшей вероятностью ожидают, что денежно-кредитная политика приведет к быстрому снижению инфляции, пишут эксперты МВФ. Доверие к центробанку зависит не столько от заявлений, сколько от быстрого сдерживания реальной инфляции, отмечают в фонде.

Списывать со счетов инфляционное таргетирование насовсем в МВФ не собираются. В организации утверждают, что оно может быть полезно, особенно в странах, склонных к дисбалансу спроса, и там, где доверие к центробанку только формируется. Но в современных реалиях от регуляторов требуется более гибкий подход, указывают докладчики.

Период стабильности в торговле сменяется периодом структурных проблем в цепочках поставок, подчеркивают в МВФ, намекая на последние события, связанные с тарифными войнами. В нынешней ситуации политика инфляционного таргетирования рискует не оправдать себя, как и в 2022 году. Этому способствуют не только противоречия между Китаем и США, но и напряженность на Ближнем Востоке и усиливающийся экономический национализм, говорится в докладе.

В 2024 году к подобным выводам пришли эксперты Банка международных расчетов в научном докладе "Целевые правила Тейлора: некоторые доказательства и теория". Тогда экономисты утверждали, что денежно-кредитная политика не должна быть слишком жесткой, если инфляция обусловлена ограниченным предложением, а не ростом спроса. Эксперты предлагали ввести новое понятие - целевое правило Тейлора, основанное на доктрине Федеральной резервной системы, которая призывает к более мягкой политике, когда инфляция обусловлена факторами предложения.

Эпоха догматического инфляционного таргетирования подошла к пределу своих возможностей, констатирует Бахтизин. Выросшие цены на энергию, разрывы цепочек поставок, военные конфликты показали, что примитивные механические модели теряют управляемость и не спасают от экономической турбулентности, отмечает он.

Банк России перешел к политике таргетирования в 2015 году. В качестве целевого показателя был выбран индекс потребительских цен на уровне 4%. Руководство ЦБ не раз заявляло, что пока не считает нужным менять таргет по инфляции.

В России также следует проявить гибкость в отношении процентной ставки, считает Бахтизин. По расчетам ЦЭМИ РАН, оптимальной процентной ставкой для России был бы показатель в 9-10%. К такому уровню можно было прийти в течение шести-восьми месяцев, а затем ставку можно было бы снизить до 4-5%. В институте считают, что это позволило бы за счет наращивания производства снизить инфляцию. Если ставка выше 5-6%, то издержки большинства предприятий по кредитам превышают среднюю норму рентабельности в промышленности, фактически блокируя расширение производства и снижая потенциал импортозамещения, отмечает Бахтизин.

Расчеты ЦЭМИ РАН также показали, что снижение ставки на 1 процентный пункт добавляет около 0,3% к ВВП и практически не повышает инфляцию. Это означает, что мягкая монетарная политика не несет инфляционных рисков, если сопровождается ростом предложения товаров и инвестиций, подытожил Бахтизин.
Источник: ФранкМедиа: https://frankmedia.ru/231039



На Главную Карта Сайта Написать Письмо
Чем дальше, тем удивительней...
Новости на BBDoc.ru

СПС "ПРОФТЕСТ"
 










Не можете найти нужный материал?

Напишите нам doc@bbdoc.ru и мы постараемся вам помочь.